Агрессия и агрессивное поведение молодежи

курсовая работа

3.2 Характерные черты агрессии у мальчиков и девочек

За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий в их развитии. Процесс психосексуального развития у девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Несмотря на то, что мальчики физически сильнее девочек, они обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов (в связи с этим у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения). Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы (представления взрослых о нормах поведения для девочек и для мальчиков). Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Об этом свидетельствуют данные психологов разных стран мира.

Мальчики и девочки по-разному проявляют агрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12-15-летние подростки-мальчики. У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15-18 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идет значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно чаще проявляют мальчики во все возрастные периоды. К сожалению, в педагогической практике часто не учитываются эти особенности психосексуального развития.

Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного «отмечают» удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки демонстрируют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости. 90% подростков совершают агрессивные действия в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). «Жажда подвига», усиленная наличием в компании девушек, часто приводит парней к демонстративным асоциальным поступкам. Алкоголизация и наркотизация подростков является очень серьезной проблемой современного общества, которая требует жесткого контроля.

агрессия поведение подросток

4. Коррекция агрессивного поведения

Работа по профилактике отклоняющегося поведения имеет свои особенности. На начальных этапах не следует прибегать к групповым формам, индивидуальная работа является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию интересов подростка, учитывая особенности его характера и способности. Необходимо сократить свободное время за счет чтения, самообразования, занятий музыкой, спортом и др. Если свободное время подросток по-прежнему будет проводить непродуктивно, неизбежен его скорый возврат в асоциальную компанию.

Развитие ребенка, подростка осуществляется в деятельности. Подросток стремится к утверждению себя, своей позиции среди взрослых. В связи с этим необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает подростку возможности реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Психологический смысл этой деятельности для подростка состоит в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе такой деятельности подросток признается взрослыми как равноправный член общества.

Исследованием агрессии и агрессивности занимаются представители практически всех наук о человеке - биологи, антропологи, этнографы, социологи, психологи, психиатры, юристы.

Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке всегда вызывала большой интерес. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Будем, наедятся, что как эта работа, так и ряд иных работ будут служить примером к разрешению проблемы агрессии в обществе. В юриспруденции будут введены санкции за все виды агрессии. Психологи и психиатры смогут назначить более эффективные методы лечения данного проявления. Социологи более детально изучат причины появления, а также виды их проявления в обществе с учетом определенных условий жизни людей в обществе. Биологи и смежные науки попробуют разобраться в причинах проявления агрессивного поведения на генетическом уровне при формировании личности.

Вывод

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в украинских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей контрольной работе. Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте. Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно: а) врожденные побуждения или задатки; б) потребности, активизируемые внешними стимулами; в) познавательные и эмоциональные процессы; г) актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

Литература

1. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Сб. «Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии». - Москва - Архангельск, 1993.

2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1996.

3. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социол. исслед. 2002. № 5; Башкатов ИЛ. Притеснение: обидчики и обиженные // Социол. исслед. 2002. № 12.

4. «Психология человеческой агрессивности»: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченко. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. - С. 656. - (Библиотека практической психологии).

5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001; Бэрон Р., Ричардсон Д. Афессия. СПб., 1997.

6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2006. С. 688.

Делись добром ;)