Представления китайских и русских студентов друг о друге, как о субъектах затрудненного общения

дипломная работа

1.1 Межэтническое Общение

Общение межэтническое - интерсубъектное взаимодействие личностей как носителей самосознания и культуры определенных этнических общностей, осуществляющееся в процессах коммуникации (обмена информацией), интеракции (обмена действиями) и социальной перцепции (восприятия и понимания общающихся). Данная форма общения предполагает обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности общающихся, воздействие на оценки, эмоции, а также организацию совместных действий. Такое общение может осуществляться как непосредственное или технически опосредованное взаимодействие людей, в котором существенны «психические отображение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу, обращение их друг с другом»(В.Н. Мясищев)1.

Выделяются 2 уровня межэтнического общения, складывающихся в разных сферах жизни, - личностный и групповой. Общение межэтническое определяется социально-экономическими, идеологическими и культурными факторами, которые детерминируют различную степень субъективной близости/отдаленности этнических групп. Этническая общность, в которую входит личность, оказывает определенное влияние на отношение этой личности к др. членам общности и на восприятие и понимание представителей других этнических общностей. Национальные, этнические различия во многом обусловливают взаимное непонимание и напряженность, довольно часто встречающиеся в процессе межэтнического общения.

Важную роль в межэтническом общении играют и осознаваемые этносом и личностью национальные интересы, потребности в национальном, этническом развитии. Субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей выявляются в установках на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в содержании этнических стереотипов, в поведении и поступках людей. Этническая общность формирует совокупность содержательных эталонов, в которых фиксируются культурные, этические и иные предпочтения и представления этноса - этнические стереотипы, в которых существенен оценочно - нормативный компонент. Это обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные образы этнических групп, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений и регулирующие восприятие и поведение их представителей в процессе данного общения. Этнические представления, обычаи, традиции, нравы - средства стабилизации обществ. отношений в этносе. Все это отражается в нормах поведения и восприятия. Стереотипизация поэтому рассматривается в ряде работ как один из механизмов формирования этнического самосознания, объясняющий характер функционирования устойчивых психических феноменов. Этнический стереотип вербализуется в системе предметных и языковых значений, детерминирует восприятие и интерпретацию мира в О. м. Разные члены этнической общности обнаруживают разную степень принятия этих стереотипов и разную степень воздействия стереотипов на индивидов. Это отражается в понятии этнической конформности - подверженности индивидов и групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и осмысления. Степень этнической конформности О. зависит от положения человека в неофициальной структуре общества, от уровня его образования, от направленности развития личности и др. факторов. Этнические стереотипы систематизируют и защищают этнические ценности, объясняют существующие отношения между этносами, оправдывают и сохраняют их. В содержании этнических стереотипов реализуются этнические нормы как система требований этноса к личности и образец этнических суждений, поведения и пр. Исследователи отмечают очевидную зависимость содержания этнических стереотипов в межэтническом общении от истории и развития взаимоотношений между этносами, от их эпизодичности или систематичности. Если контакты непродолжительны, то стереотипность восприятия одного этноса другим проявляется сильнее. Характер данного общения зависит и от социально-политической обстановки в конкретной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, от конкретной ситуации и заинтересованности в общении. Согласованность и отчетливость этнических стереотипов выше у соперничающих групп, у сотрудничающих - ниже. Причем этнические стереотипы далеко не всегда несут в себе негативное отношение к членам иноэтнических групп. Разнообразные формы общения между этносами могут привести к изменению индивидуальных характеристик у части представителей этносов, к сдвигу опр. социальных отношений, к интеграции опр. качеств и свойств этносов. Это обнаруживается в раз. Составляющих межэтнического общения: в речевых и неречевых средствах, в межличностных отношениях, в саморегуляции поступков под влиянием содержания авто - и гетеростереотипов и др. Ситуации межэтнического общения влияют на ум, чувства, волю, и в целом на развитие личностей, вступающих в процесс О. м., осложняющийся различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером общающихся. Процессы данного общения не могут быть отвлечены от изучения мотивационно - потребностной сферы личности и особенностей ее влияния на характеристики общения этой личности с представителями др. этноса. В целом межличностные контакты могут привести к снижению негативности оценочной составляющей этнического стереотипа. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, в коллективах, в ходе соседского и дружеского О. В коммуникативном поведении представители разных этносов могут относиться к прагматической стороне межэтнического общения с повышенным вниманием: свои поступки человек рассматривает прежде всего с точки зрения того, какой смысл они имеют для партнера по общению, как они будут им интерпретированы. Такого же рефлексивного поведения в этом случае ожидают и от партнера по общению. В современном исследовании общения между этносами можно выделить несколько приоритетных направлений: изучение феноменологического аспекта межэтнического общения выявление и объяснение закономерностей этого процесса, обнаружение и моделирование его психических механизмов, исследование полифункциональности процесса, определение специфики данного вида общения в условиях многонациональной страны, установление специфики речевой деятельности как компонента данного общения. Особое внимание при изучении этнической специфики речевой деятельности уделяется проблеме этнолингвистической эквивалентности, роли этнического речевого (вербального) этикета в ситуациях общения этносов, закономерностям и традициям употребления этнически обусловленных ритуальных клишированных форм и их акциональных аналогов, а также эффекту вербального усиления или ослабления впечатления, переживания и способов поведения общающихся. В отдельное направление выделяется исследование взаимодействия когнитивных структур в межкультурном и межэтническом общении. Традиционно исследуются языки общения межэтнического: лингва франка, койне, пиджины.

Актуальны вопросы, связанные с исследованием межкультурных вербальных конфликтов с целью разработки теории и практики вербального снятия межэтнической напряженности. Некоторые исследователи отмечают, что в настоящее время межэтнические различия, определяющие общение, концентрируются в этнокультурных и этнопсихологических особенностях: этническая специфика перемещается в сферу духовной культуры, поскольку иные стороны жизни активно унифицируются под влиянием быстрого распространения современных индустриальных технологий. В западной социальной психологии чаще исследуются компоненты межэтнических отношений, связанные с глубиной и продолжительностью контактов этносов. Исследуется информированность этноса о стереотипах и тенденции влияния их содержания на взаимоотношения этносов. В ряде случаев отмечается тенденция воспринимать собственный этнос более негативно: низкостатусные группы, угнетаемые национального меньшинства склонны развивать негативные автостереотипы. Сходные явления отмечены в некоторых отечественных психолингвистических работах.

Общение выполняет ряд функций: 1) взаимодействие людей и общества; 2) их взаимопонимание и взаимовлияние; 3) формирование способностей к взаимопониманию, взаимодействию, совместной деятельности. Через групповое и индивидуальное общение происходит взаимодействие культурных ценностей, традиций, обычаев различных народов.

Формы и результаты процесса общения в значительной степени определяются характеристиками личности, участвующих в нем. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нормами и ценностями той культуры, представителем которой является человек. Ведь все личностные характеристики являются результатом инкультурации и социализации. От этого зависят способ мышления, самоощущение, способы выражения эмоций, привычки. В соответствии с нормами и ценностями культуры человек действует, играет определенные социальные роли и оказывается способен в большей или меньшей степени к общению с другими людьми. В определении сущности культуры межэтнического общения можно выделить различные подходы и точки зрения. Так, в работах JI.H. Когана высказывается положение, что «культуру человеческого общения можно рассматривать как процесс формирования личности в процессе общения с другими людьми. Действительно, расширение культурного кругозора личности происходит именно в процессе общения, своеобразной формой которого является освоение ценностей культуры, созданной многими поколениями людей.

В этом диалектическом единстве происходит как влияние общества на формирование ценностных установок в деятельности личности, так и обратное - влияние личности на развитие общества, его культурных ориентаций, нравственных установок. Интенсивность и эффективность общения зависят, таким образом, от взаимодействия личности и общества, т.е. от социально-психологических стереотипов, которые возникают в результате межличностного общения в процессе совместной деятельности и взаимного познания людей.

Специфика формирования культуры межэтнического общения определяется в первую очередь ценностными ориентациями общества, имеющими относительно широкое распространение в этнической общности. В межличностную культуру общения представителей различных национальностей включается и выполнение общенациональных норм поведения, традиционно определяющих стиль, уровень и характер отношений с представителями других народов. Культура межэтнического общения - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межэтнического общения проявляются не только личные качества, но и особенности психологии, традиций, культуры народов, представителями которых являются общающиеся.

Межэтническое общение дает возможность приобщиться к традициям, к культурам, к историческому опыту многих этносов, что формирует широкий взгляд на окружающий мир, этноязыковые процессы, человеческое и национальное достоинство.

В раскрытии сущности и характера межэтнического общения большое значение имеют социально-психологические исследования. «Как люди, - отмечает А.А. Бодалев, - входящие в одну этническую общность, воспринимают человека из другой этнической общности, какие представления у них при этом актуализируются, какое отношение возникает и какие новые черты проявляются в их поведении при встрече с ним, - психологи должны получить ответы на эти вопросы».

Культура межэтнического общения - это уважительное отношение человека к людям разных наций, к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству, которая предполагает выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. В культуру межэтнического общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понять психологическое состояние людей, вовлеченных в этно-конфликтную ситуацию, и определить пути рационального решения возникшей проблемы. Она также включает в себя знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, национальных культурах и их взаимовлиянии, национальных, общественных и общечеловеческих и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Межэтническое общение обладает относительной самостоятельностью по отношению к породившим его национальным отношениям. В то же время «межэтническое общение в качестве своей детерминанты имеет сложившиеся национальные отношения».

Поэтому необходимо рассматривать межэтническое общение как относительно самостоятельную, но не автономную, личностно-психологическую (субъективную) форму национальных отношений.

На межэтническое общение существенное воздействие оказывают такие факторы, как:

- этнодемографические особенности государства, региона, республики, провинции, области или округа;

- характер отношений народов (дружественный, нейтральный, конфликтный);

- наличие общего и особенного в исторической судьбе, культурах и языках народов;

- этнопсихологическая «совместимость» представителей тех или иных народов;

- религиозно-конфессиональная специфика страны, региона, района;

- возрастные особенности и индивидуально-психологические качества людей.

Каждому историческому типу образа жизни соответствует адекватная ему культура межэтнического общения. Она отражает не только характер и убеждения индивидов, но и социальную зрелость общества, его идеологию, уровень интернационалистического сознания и общественной психологии. Несет она в себе и отпечаток группового сознания того социального коллектива, к которому принадлежит общающийся.

Культура межэтнического общения своей сущностью связана с интернационализацией общественной жизни общества в целом и каждой нации и народности в отдельности. Социальная ценность культуры межэтнического общения состоит, прежде всего, в полезности, практической целесообразности.

Расширение функций и масштабов воздействия культуры на национальные и интернациональные процессы, обеспечение гармоничности их взаимодействия находятся в прямой зависимости от успехов демократизации общественной жизни в целом в стране и в сфере национальных отношений в частности

В.М. Межуев в работе «Культура и история» пишет, что: «Будучи всегда синонимом человеческого развития, культура совпадает тем самым с общественным развитием, с развитием человека как общественного существа».

Практика установления равноправных отношений нуждается в соответствующей теоретической концепции.

Разработка ее связана с преодолением ряда методологических трудностей, в том числе и по вопросу культуры межэтнического общения. Здесь необходимо учитывать следующие принципиально важные моменты: конкретно-исторический уровень развития этноса и этнических отношений; богатство и многообразие проявлений культурной самобытности и традиции общения; исторически установившиеся традиции и опыт взаимоотношений между нациями и народностями (соседними и дальними); идейно-политические ориентации, заложенные в основу формирования и функционирования культуры, обычаев и традиций; особенности духовного облика, культуры, психологии, нравственных качеств индивида, вступающего в межэтническое общение. Демократические, последовательно гуманистические традиции культуры межэтнического общения должны получить и дальнейшее развитие.

Культура межэтнического общения является основной составной частью в межкультурной коммуникации. Говорить о межкультурной коммуникации можно в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как чужое. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. При этом постоянно выявляются как характерные, так и незнакомые свойства, как тождество, так и инакомыслие, как привычное, так и новое в отношениях, представлениях и чувствах, возникающих у людей.

В процессе контактов с представителями других культур люди встречаются, совершают какие-то действия и поступки, обмениваются взглядами и мыслями. При этом смысл каждого конкретного поступка им необходимо понять. Чаще всего этот смысл и значение следует искать в традиционных для той иной или иной культуры представлениях о нормальном типе поведения и отношений. Правила культуры относительны и не умеют универсальной значимости. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, надо знать, насколько традиционно его поведение для его собственной культуры.

Культура не подчиняется каким-либо абсолютным критериям. Культура каждого народа относительна, и поэтому адекватно ее оценить можно только в ее собственных рамках и границах. Данный методологический подход в культурной антропологии получил название культурного релятивизма.

Главная идея культурного релятивизма состоит в признании равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Согласно культурному релятивизму не существует элитарных или неполноценных культур, все культуры по-своему неповторимы, и ошибочно сравнивать их друг с другом. То есть, культуры всех народов одинаково ценны, но о ценности каждой из них можно судить лишь в рамках данной культуры. Тем самым культурный релятивизм означает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, принципиальный отказ от этноцентризма и европоцентризма при сравнении культур разных народов.

Принцип культурного релятивизма играет важную роль в межкультурной коммуникации, поскольку требует уважения и терпимости к нормам, ценностям и типам поведения чужих культур. Он предполагает практическое отношение к культуре каждого народа, формируя стремление понять культуру изнутри, осознать смысл ее функционирования на основе представлений об идеальном и желаемом, распространенном в ней.

Культура межэтнического общения - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межэтнического общения проявляются не только личные качества, но и особенности психологии, традиций, культуры народов, представителями которых являются общающиеся.

Авторы учебного пособия «Этносоциология» предлагают следующее определение: «Межэтнические отношения в широком смысле слова -взаимодействие народов в разных, сферах (политика, культура и т.д.), в узком - межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудовое, семейно-бытовое; соседское, дружеское и другие виды неформального общения»7. Из этого определения следует несколько выводов: во-первых, есть два уровня межэтнических отношений - межгрупповое и межличностное; во-вторых, обозначены возможные сферы контактов. Для нас в данный момент важно то, что для авторов понятия «отношения» и «взаимодействие» синонимичны. С этим солидарно большинство исследователей. На наш взгляд, термин «взаимодействие» более точен, поскольку подразумевает не только определенные позиции явлений по отношению друг к другу, но и наличие между ними связей разной интенсивности и качества.

К негативным факторам межкультурного взаимодействия следует отнести проявления национализма и шовинизма, экстраполяцию частных эксцессов на общие процессы, перевод явлений общесоциального, экономического и другого качества на национальную почву.

Делись добром ;)