logo
Представления китайских и русских студентов друг о друге, как о субъектах затрудненного общения

1.2 Затрудненное общение

К затрудненному общению следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров (В. Н. Куницына)8. Появление трудностей О., по мнению Л. А. Петровской, обусловлено особенностями психол. природы человека и человеческих отношений. Негармоничное развитие различных характеристик личности, ее отношений и социального контекста сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Само общение, в силу его природы, является «трудной» деятельностью. В нем потенциально и актуально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень его функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отношений, форм обращений, уровни развития навыков взаимодействия и условиях общения превращают любой его этап в сложную, многоаспектную деятельность. Основанием для отнесения общения к затрудненному выступают: 1) выявленные его отличия от моделей оптимального вида общения, 2) недостаточный его результат (отличие полученного результата общения от его целей), 3) неудовлетворенность субъектов общения процессом его протекания; 4) сопровождение процесса общения такими социально-психологическими феноменами, как конфликт, ссора и др., которые разрушают взаимоотношения субъектов общения (хотя, например, в деловом общении партнеры и достигают намеченных для себя целей), 5) в узком смысле слова, затрудненное общение - это незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения.

Для такого общения является характерным: сохранность, непрерывность контактов между партнерами; опр. степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к затруднениям в нем; попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных барьеров. В широком смысле слова, затрудненное общение - это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения конкретных людей и общностей; к отказу от общения; к снижению уровня осознания причин, ведущих к затруднениям в общении; к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению попыток самост. выхода из возникших затруднений; к формированию эмоционально тревожного отношения к любой ситуации общения. В зарубежной психологии понятие затрудненного общения обозначается терминами miscommunication, communicаtion breakdown (разрыв общения), pseudocommunication (псевдокоммуникация), communicаtion failure (неуспешное общение), deficiency communication (дефицитарное общение). Наиболее близким по смыслу к понятию затрудненного общения является определение дефицитарного общения: партнеры испытывают неудовольствие, для них не представляется возможным достичь поставленных целей. Они не имеют возможности установить открытый диалог, перед ними встают непредвиденные и нежелательные препятствия, в результате развивается непонимание, появляются трения и конфликты. В отечественной психологии сложилась традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении (А. А. Бодалев и Г. А. Ковалев).

Подчеркивалось, что следствием этих «субъективных трудностей», является объективная картина нарушений - не достижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т. д. В контексте личностного подхода к затрудненному общению рассматриваются социальные способности, потребности, отношения, направленность, ценности и смыслы личности. Идея ценностного отношения к другому объединяет многие отечественные исследования общения. В них, как правило, «ядром настоящего общения», общение с «человеческим лицом» является отношение к другому и к самому себе как к субъекту, неповторимому в своей активности, как к ценности. Следовательно, отношение к другому и к себе как к объекту, непризнание уникальности Я, ограничение свободы выбора способов и средств самовыражения ведет к возникновению затруднений в процессе общения. В отечественной психологии выделяются трудности общения, которые затем используются как основания их классификации10: а) объективные-субъективные, б) первичные-вторичные, в) осознаваемые и неосознаваемые, г) ситуативные - устойчивые, д) межкультурные - культурно-специфические, е) общевозрастные-гендерные, половые, ж) индивидуально-психологические-личностные-социально-психологические, з) когнитивно-эмоциональные-мотивационные-инструментальные, и) компоненты структуры общения: социально-перцептивные-коммуникативные-интерактивные, к) вербальные-невербальные. В концепции трудностей межличностного общения, разрабатываемой В. Н. Куницыной, представлены характеристики личности, способствующие возникновению нарушений, барьеров и собственно трудностей общения.

Важными для понимания роли личности в возникновении затрудненного общения являются ориентиры разделения феноменов «нарушенное общение», «барьеры общения», «трудности общения», обозначенные В. Н. Куницыной8. Эти феномены отличаются друг от друга тем, как относятся (степень неудовлетворенности общения), переживают (степень эмоционального напряжения) и участвуют в общении партнеры (степень вовлеченности в общении последствия их действий друг для друга). Главное различие между ними - это возможность устранения разнообразных причин затрудненного общения, среди которых называются такие личностные свойства общающихся, как тщеславие, зависть, эгоизм, систематическое унижение другого в ситуациях, исключающих отпор и самозащиту. Не только ярко выраженные негативные черты характера ведут к затрудненному общению, но и такие особенности личности, которые, как правило, рассматриваются в качестве недостатков и не относятся к негативным, отрицательным: неуверенность в себе, робость, замкнутость, необщительность, зависимость от внеш. обстоятельств и оценок, безынициативность, недостаточный самоконтроль и саморегуляция состояний. Процесс общения будет также затруднен, если партнеры, или один из них, демонстрируют доминантно-враждебно-игнорирующую систему отношений, агрессивно-обесценивающий стиль коммуникации, который выражается в запугивании и покорении партнера, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я». К трениям и сбоям в общении приводит низкий уровень развития таких социально-перцептивных способностей, как: 1) способности к пониманию др. человека, которая проявляется в неумении вникать в состояния душевных движений окружающих, в невозможности видеть мир глазами др. человека, в неадекватности воссоздания представлений и содержания воздействий; 2) способности к эмпатии, в которой преобладает эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия и содействия, неадекватность восприятия эмоциональных состояний другого; 3) способности к идентификации; 4) низкий уровень развития психол. проницательности, наблюдательности, обусловливающих мгновенное осознание проблем, возникающих в процессе общения, и быстрый поиск их решения с опорой на собственное чувственное восприятие; 5) предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. По мнению В. А. Петровского11, то, что рождается в процессе любого общения, не поддается полной операционализации, осмыслению, приводит к его «неадаптивным исходам», к тем формам и способам поведения, которые самими партнерами, как правило, расцениваются как проявление их индивидуальности, субъектности и не обязательно осмысливаются как факторы, затрудняющие их общение. Затрудненное общение предполагает ситуацию, в которой один или оба партнера с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные и экзистенциальные потребности другого, мешают достижению целей общения. В результате этого один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, демонстрируют непонимание, что приводит к трениям, сбоям в интеракции, к нарушениям в развитии личности. К ситуациям затрудненного общения, в первую очередь, относятся ситуации «ограничения», «отказа», «обвинения», «оскорбления». Главные сферы рассмотрения ситуаций затрудненного общения: межличностное, ролевое, межгрупповое, межэтническое, межкультурное взаимодействие.

Психологическая трактовка причин затрудненного общения предполагает неразрывную взаимосвязь между общением и личностью, контекстами ее жизнедеятельности, историей отношений, их включенностью в определенный социокультурный контекст.

Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. Как правило, независимо от трактовки самого понятия «субъект деятельности» и уровней его рассмотрения выстраивается логика изучения данного явления в направлении поиска тех характеристик активности человека, которые приводят к позитивным изменениям его самого и окружающего мира. Субъект эффективной, успешной деятельности и такого же общения чаще всего встречается в психологических исследованиях, в то время как личность в качестве субъекта деструктивного поведения, разрушения отношений, трудностей взаимодействия еще недостаточно изучена в отечественной психологии, несмотря на огромный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.

Усилиями психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов создано еще одно направление изучения личности -- психология затрудненного общения.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Традиционно она рассматривается в связи с вопросами оптимального общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности. Большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения. Особенно распространен такой подход в прикладных областях психологии, например в психологии педагогического общения или управленческого взаимодействия. Именно в этих областях прикладной психологии чаще всего обсуждаются вопросы об эффективности учителя, руководителя, управленца как субъектов общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, Умений, необходимых для оптимального общения.

Вместе с этим способом интерпретации общения как затрудненного используется оценка степени выраженности затруднений в зависимости от их воздействия на результаты общения. На основании данного критерия определяются ситуации затрудненного общения: от легких трений, сбоев в общении, не мешающих его продолжению, до того уровня конфликта, который приводит к полному разрыву между партнерами. С помощью оценки затруднений в общении можно создать классификации затрудненного общения. Например, выделить ситуации затрудненного общения, различающиеся по степени понимания -- непонимания партнерами друг друга, проявления симпатии -- антипатии, принятия -- отчуждения и т. д.

Проблема затрудненного общения широко обсуждается во многих статьях и книгах психокоррекционного направления. В них, как правило, анализируются психологические, социально-психологические характеристики личности, приводящие к затруднениям в общении.

Многочисленные данные подтверждают существование специфического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения. В ряде обобщающих работ подчеркивается, что под затрудненным общением понимается широкий спектр явлений, который можно свести к неналаженному, расстроенному, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэффективному общению. Перечень такого рода характеристик затрудненного общения можно было бы продолжить, используя синонимы или альтернативные ему определения оптимального общения. И в этом случае они относились бы к определениям переживания, состояния личности, испытывающей затруднения в общении, или к некоторым результатам общения (неналаженное, неэффективное и т.д.). Анализ литературы по данной проблеме приводит к выводу о том, что термин «затрудненное общение» используется то как широкое понятие, объединяющее такие явления, как трудности, затруднения, сбои, осложнения, препятствия, преграды, барьеры, конфликты, то как весьма узкое определение, фиксирующее незначительные трудности общения, преодолеваемые партнерами в процессе коммуникации и не имеющие далеко идущих деструктивных последствий. В качестве важных характеристик затрудненного общения в некоторых работах рассматривается степень выраженности затруднений, их глубина и интенсивность воздействия на результаты общения. В качестве крайней формы проявления трудностей общения в них изучается конфликт. Одна из первых исследователей затрудненного общения -- Е. В. Цуканова отмечала, что многообразие проявлений затрудненного общения объясняется тем, что оно изучается в различных концептуальных рамках. Такое изучение данного феномена характерно для современной психологии и ничем не отличается от исследования других аспектов общения.

Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:

в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д.

Нет необходимости в том, чтобы еще раз пересказывать содержание известных в отечественной психологии работ, посвященных проблеме затрудненного общения. Исследовательские вехи расставлены в работах Е. В. Цукановой, В. Н. Куницыной, А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева, В. А. Лабунской, Т. А. Аржакаевой. Каждый из названных авторов опирается на идеи Б.Д.Парыгина о наличии психологического барьера, который понимается как устойчивая установка, психологический настрой личности, процессы, свойства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности». Такая трактовка психологического барьера указывает на внутренний источник трудностей общения -- устойчивые личностные образования, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.

Есть исследования, в которых рассматриваются коммуникативные, социально-перцептивные барьеры, возникающие в общении. Наиболее распространена точка зрения, что различные затруднения в общении являются следствием особенностей развития социально-перцептивной сферы личности (неадекватные восприятия, понимание, оценка, самооценка и т.д.).

Поддерживая складывающуюся традицию, за основу трактовки затрудненного общения мы возьмем положения В. Н. Куницыной. С ее точки зрения, «объективные» трудности -- это те, которые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, снижают его успешность и лишают чувства удовлетворенности от общения. «Так называемые объективные трудности, -- пишет В. Н. Куницына, -- то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, -- это трудности коммуникативного характера.... и коммуникабельного....»8. Затрудненное общение объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детерминировано особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты затрудненного общения она называет негармоничное развитие различных характеристик личности, ее отношений и социального контекста. Само общение, в силу его социально-психологической природы, является «трудной» деятельностью. В нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отношений, форм обращений, уровень развития навыков взаимодействия и условия общения превращают любой акт общения в задачу, в сложную, многоаспектную деятельность. Каждая грань общения дает новый критерий для классификации трудностей и причин затрудненного общения. Поэтому перечень как субъективных, так и объективных причин, затрудняющих процесс общения, не может иметь четких границ, за исключением тех рамок, которые устанавливаются исследователем. Одной из самых широких рамок изучения затруднений в общении является этнокультурная. Анализ типических проявлений личности может быть осуществлен на различных уровнях.

Первый из них -- это квазипсихологический уровень изучения психических проявлений. На данном уровне анализируются представления об этнических или культурных стереотипах «независимого» и «взаимозависимого Я» или изучаются бытующие в культуре представления об особенностях поведения, характера, системы отношений и т. д.

На втором -- интерпсихологическом -- уровне анализа исследуются типичные способы поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнические представления, установки, регулирующие ролевые взаимоотношения участников совместной деятельности. При этом возможно изучение представлений о личности как субъекте затрудненного общения и их изменения под влиянием ролевого статуса партнеров.

Третий -- интрапсихологический -- уровень анализа этнического характера, уровень изучения этнических смысловых установок. Эти образования появляются в результате возникновения определенных проблемно-конфликтных взаимоотношений, в процессе которых стереотипы, представления, существующие в этнической культуре, преобразуются в личностные смыслы. На данном уровне анализа могут быть рассмотрены результаты изучения когнитивно-эмоциональных образований, преобразованных в личностные смыслы партнеров общения.

Во многом перечисленные факторы общения являются результатом действия механизма «мы» и «они».

Б. Д. Парыгин считает, что «истоки психологических барьеров заложены в самом факте существования общности и принадлежности к ней индивида».

Обособление индивидов в пределах общности «мы» объясняется действием механизма противопоставления другой общности -- «они». Параметры, по которым осуществляется такое противопоставление, различны, но «главное заключается в том, что «мы» реагируем на определенные ситуации, определенные раздражители таким образом (что нас и объединяет) и они на то же самое реагируют по-другому». Непохожесть ограничивает контакты, ведет к вражде и стычкам, короче говоря, к затрудненному общению. В соответствии с этими фундаментальными механизмами функционирования общностей Б. Д. Парыгиным были выделены следующие детерминанты: 1) сила коллективных норм, ценностей, действий; 2) система ценностных ориентации личности. В работах последнего времени подчеркивается, что этнос способствует формированию у его членов общего видения мира, единых представлений о ценностях, смысле жизни. Однако этнос налагает ограничения на поведение людей, сужает спектр допустимых и желательных реакций человека на ту или иную жизненную ситуацию, а возникшие представления о нормах общения становятся все более автономными по отношению к своим носителям и независимо от них начинают регулировать взаимодействие как внутри этноса, так и за его пределами. В основе этнических стереотипов, как известно, лежит система этнических представлений -- устойчивых, обобщенных, эмоционально-насыщенных образов, выступающих регуляторами общения.

Таким образом, возникновение ситуаций затрудненного общения и трудностей в общении обусловлено фактом формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально-перцептивной, интеракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различной интенсивности между людьми.

Итак, в узком смысле слова, затрудненное общение -- это незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для такого общения характерны: сохранность, непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к осложнениям общения; попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений. В широком смысле слова, затрудненное общение -- это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.

В определении «затрудненное общение» заключены как процесс, так и результат общения, имеющий и субъективный, и объективный характер. Но, каким бы ни был результат (субъективный или объективный), участникам общения он представлен через интенсивность, знак, направленность, модальность их эмоциональных переживаний, через степень когнитивно-аффективного напряжения, чувство комфорта -- дискомфорта, испытываемых ими в процессе общения. Количество неприятных, фрустрирующих партнера способов общения, создающих барьеры, препятствия при достижении цели и удовлетворении базовых социальных потребностей, или, наоборот, объем средств и способов общения, помогающих достижению поставленных целей и удовлетворению потребностей, -- это объективно-субъективные показатели общения, происходящего в пределах шкалы «затрудненное -- незатрудненное общение».

В зарубежной психологии понятие «затрудненное общение» обозначается термином «miscommunication». В широком смысле под затрудненным общением понимается появление во взаимодействии и общении любого рода проблем, а в узком смысле затрудненное общение представляет собой факты непонимания, возникающие в общении. Схожими с понятием «miscommunication» выступают понятия «communication breakdown» -- разрыв общения, «pseudo-communication» -- псевдокоммуникация, «communication failure» -- неуспешное общение, «deficiency communication» -- дефицитарное

общение. Наиболее близким по смыслу к определению «затрудненное общение», принятому в отечественной психологии, является понятие дефицитарного общения, которое описывает такие ситуации, когда партнеры по общению испытывают недовольство друг другом, не могут достичь поставленных целей, установить открытый диалог, когда перед ними встают непредвиденные препятствия, развивается непонимание, появляются конфликты и т.д.

Парные понятия «затрудненное -- незатрудненное общение» не являются синонимами понятий «успешное -- неуспешное», «эффективное -- неэффективное», «оптимальное -- неоптимальное общение». Данные оценки общения отражают объективные показатели достижения его результата, но не учитывают спектра переживаний, возникающих в процессе общения, и индивидуальных оценок каждого из партнеров.

В психологии затрудненного общения, как и в психологии эффективного, оптимального общения, происходит соединение причин возникновения затруднений, результата и характеристик участников общения. Особенности личности могут стать причиной затруднений в общении или результатом общения, могут рассматриваться в качестве внешних или внутренних, субъективных или объективных факторов. Классификация причин затрудненного общения, учитывающая неразрывную связь между общением и личностью, представлена в ряде работ.

Анализ исследований, проводимых в области психологии затрудненного общения и психологии эффективного взаимодействия, также свидетельствует о том, что главными сферами рассмотрения этого явления стали такие виды общения, как межличностное, ролевое, манипулятивное, монологическое, изучаемые в контексте делового, педагогического, этнического общения, а также в условиях социально-психологического тренинга.

Таким образом, трудности, возникающие в общении (причины затрудненного общения), могут быть классифицированы следующим образом:

1) объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы (динамические процессы в группе и между группами, культурно-психологические особенности ее членов);

2) первичные (природные условия жизни группы, история ее формирования и отношений с другими группами) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3) осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4) ситуативные или устойчивые;

5) межкультурные и культурно-специфические;

6) общевозрастные и гендерные (маскулинность--фемининность), половые;

7) индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8) когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, нормы, ритуалы, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9) компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10) вербальные и невербальные.