2. Агрессия и ее производные
Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое - вербальное, активное - пассивное, направленное - ненаправленное.
Так, Басс ввел последовательное деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использованную в каждом случае систему органов: с одной стороны, речевые средства, а с другой - остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится у человека на группу мышц кисти и руки.
Мы рассмотрим две основные формы агрессии, которой зачастую пользуются подростки: физическую и вербальную агрессию.
1. Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждение другого человека. Физическая агрессия чаще всего связывается с применением силы, то есть когда используется мускулатура, мышцы кисти, руки, ноги. Первоначально физическая агрессия не так резко концентрировалась на кисти руки; топтание и кусание были основными возможностями проявления агрессивных тенденций. Только с изобретением оружия, начиная с простой дубинки и кончая современными видами атомного, химического и биологического оружия, рука стала играть особо важную роль [3, C.32].
Проявлениями физической агрессии можно считать:
· избиение с применением различных предметов (палки, дубинки, кастеты, линейки, веревки и т.д.);
· нанесение ранений с помощью огнестрельного и холодного оружия;
· закладывание мин, ловушек;
· враждебность (как пассивная форма);
· неподчинение, неуступчивость;
· жестокость по отношению к другим людям и животным;
· неадекватные ответные реакции с применением физической силы (угрозы кулаками или другими предметами);
· нападение.
Первоначально физическая агрессия человека, не так резко концентрировалась на кисти руки; топтание и кусание были основными возможностями проявления агрессивных тенденций, как это отчетливо видно на примере развития в онтогенезе. Только с изобретением оружия, начиная с простой дубинки и кончая современными видами оружия, рука стала играть особо важную роль [5, C.18].
Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Цель агрессии может быть и косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого. Кроме того, следует учитывать (бессловесные) угрозы (например, кулаком) как символические физические агрессии [6, C.101].
Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.
Важно заметить, что в то время, как, по меньшей мере, прямые физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли, вербальные агрессии, которые в повседневной жизни зачастую выступают как болезненные или оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя.
2. Вербальная агрессия, которая в повседневной жизни также имеет собой целью нанесение или причинение боли (чаще психологического характера), которые незаметны для постороннего наблюдателя.
· многочисленные отпоры;
· отрицательные отзывы и критические замечания;
· выражение отрицательных эмоций (брань, затаенная обида, недоверие, ярость, ненависть;
· высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Я больше всего хотел бы тебя убить" или в форме проклятия);
· оскорбления, насмешки, грубость, унижения;
· угрозы, принуждение и вымогательство;
· упреки, обвинения, крик.
В подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности:
1. Высокая аффективная заряженность поведенческих реакций.
2. Импульсивный характер реагирования на фрустрирующию ситуацию
(трудности, конфликты).
3. Кратковременность реакций с критическим выходом.
4. Низкий уровень стимуляции.
5. Недиффиринцированная направленность реагирования.
6. Высокий уровень готовности к агрессии
Есть и другие формальные деления, например, на агрессию групповую и индивидуальную. Так, тот, что агрессия совершается одним единственным человеком или целой группой, при противозаконном поведении влияет на меру наказания [4, C.32].
Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности [4, C.91].
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком - то и даже на чем - то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой - нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
2)как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).
С агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство.
Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения.
Английский философ Локк заметил, что у человека невоспитанного отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие шутовством, простота неотесанностью, добродушие жестокостью. Это очень меткое и точное замечание. Мало обладать достоинствами - нужно еще уметь их проявить иначе достоинства могут превратиться в недостатки”[8, C.114].
- Концепции агрессии.
- Травма, агрессия и развитие личности
- Производные фенотиазина
- 3. Производные замещенного бензамида
- 12.1.1. Производные фенотиазина
- 23. Дискомфорт и агрессия
- 14. Роль агрессии, депрессии и маниакальных защит при нарциссических расстройствах
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.