logo
Программа "Истоки"

1.2 Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы

Задача музыкального развития детей заключается в том, чтобы:

- поддерживать эмоциональный отклик на музыку, способствовать возникновению потребности в слушании музыки, увеличению запаса музыкальных впечатлений;

- постепенно развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать и определять его общий характер и настроение контрастных частей; определять элементарный жанр пьесы;

- учить детей различать тембры инструментов (контрастных групп - фортепиано, скрипки, флейты, арфы), изменения в звучании симфонического оркестра; дифференцировать звучание голосов - соло и хора;

- развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику ее образов; воспроизводить изобразительные движения (жалею подружку, качаю куклу, глажу котенка);

- поддерживать желание детей передавать в рисунках настроение музыки, ее образы;

- формировать умение слышать в произведении процесс развития музыкального образа;

- формировать представления о композиционно-формообразующей стороне произведения. Познакомить детей с понятиями «одночастная», «двухчастная», «трехчастная» форма в процессе слушания музыки и в других видах музыкальной деятельности (музыкальном движении, игре на детских музыкальный инструментах).

Содержание и условия педагогической работы:

- использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара;

- регулярность специальных занятий по слушанию музыки и их методически правильное построение;

- высокий профессионализм музыкального руководителя: исполнительское мастерство, хорошая теоретическая и методическая музыкальная подготовка, педагогические знания и такт;

- уважение к ребенку, его мнению о музыке, праву слышать и оценивать ее по-своему. Культура и деликатность в общении с ним;

- материально-техническая обеспеченность педагогического процесса;

- использование на занятиях по слушанию музыки профессионально подобранных произведений других, более доступных ребенку видов искусства - изобразительного и художественной литературы.

Детям старшего дошкольного возраста предлагаются для прослушивания более сложные произведения; усложняются и задачи, которые ставятся в связи с ними. Усложнение музыкальных произведений идет по следующим направлениям:

1) от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности;

2) от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным;

3) от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.

Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину.

1.3 Показатели развития

К пяти годам ребенок:

- эмоционально реагирует на музыку, испытывая радость от встречи с ней;

- достаточно внимательно слушает ее (короткие пьесы - от начало до конца);

- может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр, в отдельных случаях - интонационно-мелодические особенности музыкальной пьесы);

- слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;

- определяет, к какому из трех жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполняется;

- может отразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке.

К семи годам ребенок:

- эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно говорит о ней;

- слышит комплекс средств музыкальной выразительности, характеризующих содержание музыки;

- может услышать процесс развития музыкального образа;

- выделяет тембры инструментов симфонического оркестра, ведущие в характеристики музыкального образа;

- определяет жанровую принадлежность произведения;

- определяет форму музыкального произведения.

2. Музыкальное движение

2.1 Характеристика возрастных возможностей

Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности.

Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке, могут попрыгать - «поплясать» под веселую музыку, постоять и послушать грустную. Они воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласую движения с ее характером («Игра с песком», «Игра в снежки» и т.п.).

В этом возрасте дети плохо ориентируются в пространстве зала и не охватывают его во время движений, стараются держаться вместе, плотной группой, с трудом преодолевая это стремление.

Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей четвертого года даже внешне: у них более пропорциональное сложение, начинает приподниматься свод стопы. Они очень активны, моторны; в окружающем пространстве ориентируются более уверено.

Могут воспроизвести в движении характер более сложной и менее контрастной двух- и трехчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.

Дети уже овладели некоторыми видами основных движений, могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистром и др.); используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц, в сюжетных игровых этюдах.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могу передать в движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения («Обидели», «Цветок растет, расцветаем и увядает» и т.п.).

На шестом-седьмом году жизни детям доступны более сложные танцы и достаточно развернутые творческие композиции.