logo
Программа "Истоки"

2.2 Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы

К основным задачам развития в этом случае относятся:

- развитие у детей средствами музыкального движения эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное восприятие, мышление, память;

- обучение их естественной, свободной и выразительной пластике, умению отразить в ней характер музыки; различным видам основных и танцевальных движений, не добиваясь качественных характеристик их исполнения;

- развитие мышечного чувства в упражнениях на чередование напряжения и расслабления различных групп мышц;

- формирование свободы и выразительной пластики рук;

- формирование чувства музыкального ритма, работая над равномерностью движений, соответствующей метрической пульсации музыки, и воспроизведением несложных ритмических рисунков;

- в музыкально-двигательных этюдах игрового характера использовать выразительную мимику и пантомиму;

- обучение свободно ориентироваться в пространстве зала.

Содержание и условия педагогической работы заключаются в том, что необходимо «окунуть» детей во все многообразие музыки. Пьесы, используемые для движения, должны быть яркими в художественном отношении, «двигательными» и доступными детям по настроению. Музыкальные образы этих пьес - самые разнообразные; средства музыкальной выразительности - ярко контрастные сначала и менее контрастные в дальнейшем. Форма пьес - вначале одно-, двухчастная, к концу четвертого года и на пятом году жизни - трехчастная.

На занятия как можно чаще нужно использовать образные движения, способствующие развитию у детей эмоциональности и выразительности (ребенок изображает зайчика, котенка и других персонажей).

Развивая основные движения, особое внимание следует уделять работе над пружинностью и легкостью в разнообразных видах ходьбы и бега, над свободной рук и всего плечевого пояса.

Очень важно постоянно поощрять индивидуальные творческие проявления детей, побуждая их двигаться по-своему, по-разному; использовать метод сотворчества с педагогом. Здесь также помогают игровые ситуации, в которых ребенок действует в роли какого-либо персонажа.

На четвертом году жизни необходимо проводить специальную работу по развитию ориентировки в пространстве. Нужно помочь ребенку увидеть себя среди детей, в большом зале; помочь уйти от «стайки», научить двигаться в разных направлениях: по прямой, по кругу, врассыпную и т.д. Если не работать над этим, то в дальнейшем рассредоточить детей в пространстве зала, научить их двигаться свободно будет значительно труднее.

На музыкальном занятии с детьми четвертого года жизни очень важен показ движений взрослыми. Поэтому желательно, чтобы с детьми двигался или сам музыкальный руководитель (тогда необходим аккомпаниатор), или хорошо подготовленный воспитатель.

Приоритетное направление работы с детьми пятого года жизни - развитие основных движений. В этом возрасте усваиваются все виды ходьбы, бега, прыжков. Здесь уже меньшую роль играет прямой показ взрослого. Он важен на этапе разучивания, основания движения, а затем достаточно только назвать его. Дети запоминают названия различных основных и танцевальных движений (высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжки, прямой галоп, качание рук и т.п.).

Для занятий по музыкальному движению необходимы:

- просторный светлый зал с нескользким теплым полом и минимум украшений;

- хорошо настроенный музыкальный инструмент (пианино, аккордеон, баян);

- магнитофон с набором аудиокассет;

- музыкальный центр с набором компакт-дисков с классической, народной и современной музыкой;

- набор разнообразных атрибутов для раздачи детям: ленты, султанчики, игрушки, погремушки, колокольчики и т.п.

3. Пение

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Певческие навыки, которые ребенок приобретает легко и быстро, взрослому даются с трудом. Об этом свидетельствуют научные исследования и данные педагогической практики.

Кроме того, в процессе традиционного разучивания песен, когда педагоги работаю фактически только над чистотой интонирования и не занимаются собственно постановкой голоса, у детей стихийно формируются неверные певческие механизмы, плохо поддающиеся перестройке. Хор в детском саду традиционно строится без учета природных типов певческих голосов детей, в то время как эти типы слышны уже в криках новорожденных младенцев. Со всем этим связаны отрицательные характеристики звучания певческих голосов детей-выпускников детских садов, недостатки в интонировании мелодии голосом, большое число детей с низки уровнем слухо-вокальной координации.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться собственно певческий аппарат гортани - появляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности.

Все более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинство детей на шестом году жизни могут воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии (3-й этап) и на этом фоне чисто интонировать ее отдельные отрезки (4-й этап). На седьмом году примерно треть детей чисто интонируют мелодию в целом с аккомпанементом (5-й этап) и лишь отдельные дети чисто поют ее без аккомпанемента (6-й этап).

Сам певческий голос пока очень слаб; однако если правильно ведется работа по его постановке, многие дети начинают петь звонко, полетно, легко. Более ярко проявляется присущий ребенку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание.

3.1 Задачи развития. Содержание у условия педагогической работы

Задачи развития пения у детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, чтобы:

- охранять, беречь детский певческий и речевой голос. Учить детей слушать и слышать красоту звучания певческого голоса человека;

- формировать у детей потребность и умение подпевать взрослому, а затем петь выразительно и музыкально, никогда не форсируя звук;

- способность становлению резонансных ощущений в пении;

- учить детей четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные звуки;

- научить читать стихи, тексты песен нараспев в медленном темпе за счет протяжного произношения ударных гласных;

- учить свободно, без «зажимов» петь короткие распевки и песни в удобной тесситуре, соответствующе типу звучания голоса ребенка;

- учить распределять дыхание;

- развивать чистоту интонирования мелодии голосом;

- развивать исполнительские способности.

Задачи развития пения у детей старшего дошкольного возраста:

- давать детям возможность слушать красиво звучащие и доступные им по содержанию сольные т хоровые вокальные произведения;

- продолжать работать на формированием резонансных ощущений в пении;

- работать над артикуляцией гласных и согласных в пении;

-Продолжать работать над певческим голосом, главным образом, в примарном диапазоне - центральной части общего диапазона голоса каждого ребенка; затем расширять диапазон за счет вниз;

- работать с хором с учетом трех природных типов голосов;

- формировать основные певческие умения - петь в «высокой позиции», обеспечивающей звонкость и полетность звука; ощущать его резонирование; пропевать, «проливать» длинные, опорные звуки мелодии песни; петь легко, без напряжения, выразительно.

- продолжать развивать у детей в пении музыкальные и исполнительские способности.

Содержание и условия педагогической работы должны быть следующие:

У каждого ребенка необходимо определить по тембру тип звучания речевого и певческого голоса, общий и примарный диапазоны и в соответствии с этими данными разделить детей на три подгруппы: с высокими, средними и низкими голосами.

Начинать работу с речевого этапа, на котором организуются согласные и гласные звуки, артикуляционный аппарат в целом.

В процессе специальных двигательных игровых упражнений формировать необходимые ощущения и свободу звукоизвлечения.

Использовать и укреплять в голосе ребенка главным образом примарный диапазон, не «тянуть» голос вверх.

Перед работой над песнями распевать детей по голосам.

Формировать правильное положение корпуса во время пения: спина прямая, грудь развернутая.

В группе детского сада и семье должна звучать нефорсированная, негромкая речь ребенка и взрослых. Таким же нефорсированных, негромким и свободным должно быть пение взрослых и детей.

Занятия с хором необходимо сочетать с работой по подгруппам голосов и индивидуальной работой.

Вокальный репертуар должен позволять всем детям участвовать в хоровых занятиях и петь в удобной для них тесситуре. Организация такого репертуара предполагает транспонирование имеющихся песен в нужные тональности, использование песен, в которых запев и припев удобны детям с разными голосами.

4. Игра на детских музыкальных инструментах

4.1 Характеристика возрастных возможностей

Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям большую радость, привлекает их к музыке, способствует общению друг с другом. Если игра на детских музыкальных инструментах построена на слуховой, т.е. собственно музыкальной, основе как деятельность подбора по слуху, в ней развивается вся система музыкальных способностей, в первую очередь тембровый и мелодический слух и чувство музыкального ритма.

У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно развит тембровый слух, что позволяет хорошо ориентироваться в тембровом разнообразии звучания инструментов и контрастных регистрах. Высокая степень развития динамического слуха делает возможным воспроизведение на детских музыкальных инструментах не только контрастных степеней громкости (форте и пианино), но и тонких переходов между ними.

В системе чувства музыкального ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа. При этом они успешнее всего справляются с воспроизведением относительно быстрого темпа, а затем и со средними его градациями.

На пятом году жизни характерным для детей является равномерный тип решения ритмических задач. Они могут воспроизвести в ударном оркестре метрическую пульсацию, которая является «канвой» ритмического рисунка. Последний в этом возрасте становится доступным детям, однако соединить его с мелодической линией песен и пьес им сложно. Поэтому в деятельности подбора по слуха выделяется специальная, ритмическая ступень, на которой дети, играя в ударном оркестре, овладевают ритмическим рисунком.

В целом в младшем дошкольном возрасте деятельность подбора музыки по слуху в своем формировании проходит две первые ступени - ориентировочно-тембровую и ритмическую, которые предшествуют становлению мелодической ступени в старшем дошкольном возрасте.

На шестом году жизни формируется мелодическая ступень деятельности подбора мелодии по слуху. На этой ступени детей отличает достаточно широкая предварительная ориентировка в задании. Они не сразу начинают подбирать, а прислушиваются к извлекаемым звукам, стараются подстроиться к ним голосом, легко переходят от образов-интонаций к подбору коротких, а затем все более развернутых мелодий, учатся подбирать мелодии на фортепиано. Затем происходит перенос способов действий с одного на все другие музыкальные инструменты.

На основе деятельности подбора мелодии по слуху продолжается формирование детского инструментального творчества. В старшем дошкольном возрасте большинство детей проходят мелодический этап становления импровизации, на котором появляется законченная мелодия, облеченная в определенную музыкальную форму. Ритмическая палитра детских сочинений на мелодическом этапе становится менее яркой и разнообразной, как бы подчиняясь оформившееся мелодии.

Задачи развития

- знакомить с тембрами детских музыкальных инструментов и способами звукоизвлечения; поощрять самостоятельный выбор и обследование этих инструментов;

- развивать динамический слух в процессе исполнения музыкальных произведений;

- учить детей воспроизводить равномерную метрическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских ударных инструментах;

- учить совместному со взрослым музицированию на фортепиано, используя песни-ритмы, построенные на одном звуке;

- на пятом году жизни учить детей подбирать по слуху эталонные мелодические построения; способствовать переносу приобретенных на фортепиано способов действий на другие детские музыкальные инструменты;

- развивать чувство ансамбля, интерес к игре на деревозвучных, металлозвучных и другим музыкальных инструментах.

К семи годам ребенок:

- владеет приемами игры на различных детских музыкальных инструментах;