2.1 Описание выборки и методик исследования
Для исследования взаимосвязи толерантности к неопределенности у авторитарного типа в межличностных отношениях использованы методики дом и PSRС, была подобрана группа в количестве тридцати двух человек от 20 до 45 лет, из них 13 женщин и 19 мужчин, 14 человек состоят в законном браке, 12 человек холосты, 2 человека в гражданском браке, 1 разведен.
Детей имеют 11 человек, что составляет 34% от общего числа испытуемых, 23 человека имеют законченное высшее образование, семеро в настоящий момент обучаются в высших учебных заведениях. 2/3 от общего числа являются сотрудниками одной компании, остальные подобраны по возрасту и работают в разных местах.
Процедура исследования:
Для определения уровня толерантности к неопределенности использовалась методика PCRS
Для выявления авторитарного типа в межличностных отношениях использовалась методика ДМО (Тимати Лири)
Работа с методиками проходила с каждым испытуемым индивидуально и в разное время, для получения более достоверных данных. Текст, инструкция и ключ к методикам даны в приложениях 1,2,3.
Испытуемому предлагалось устроиться поудобнее, расслабиться и следуя инструкции ответить на вопросы методики дом, после того, как он закончит дать отдохнуть и отвлечься в течении 30-и минут, далее следуя инструкции ответить на вопросы методики PSRC.
2.2 Анализ результатов
Анализ результатов методики ДМО:
Из тридцати двух человек ответивших на вопросы методики было выявлено:
По шкале авторитарности: 17 человек с низким уровнем развития измеряемого свойства, 10 человек со средним уровнем и 5 человек уровнем развития данного свойства.
По шкале эгоистичности: с низким уровнем 21 человек,
со средним 10 человек,
с высоким 1 человек.
По шкале агрессивности:с низким уровнем 28 человек,
со средним 4 человека,
По шкале подозрительности:с низким уровнем 30 человек,
со средним 2 человека,
По шкале подчиняемости:с низким уровнем 25 человек,
со средним 6 человек,
с высоким 1 человек,
По шкале зависимости:с низким уровнем 24 человек,
со средним 8 человек,
По шкале дружелюбности:с низким уровнем 29 человек,
со средним 3 человек,
По шкале альтруистичности:с низким уровнем 29 человек,
со средним 3 человека.
Из результатов методики PSCR выяснилось что по шкале:
Страстность:с низким уровнем развития 26 человек,
со средним 6 человек,
Находчивость:низкий уровень 20 человек,
средний 11 человек,
высокий уровень 1 человек,
Оптимизм:с низким уровнем развития 21 человек,
со средним 11 человек,
Смелость:с низким уровнем развития 20 человек,
со средним 12 человек,
Адаптивность:с низким уровнем развития 22 человек,
со средним 10 человек,
Уверенность:с низким уровнем развития 21 человек,
со средним 10 человек,
высокий уровень 1 человек.
При анализе взаимодействия шкал корреляция значима на уровне 0.05, в нашем случае взаимосвязь подтверждена, так как Р = 0,0000000540806020776098
Таким образом, гипотеза: С увеличением выраженности авторитарного типа поведения в межличностных отношениях будет уменьшаться толерантность к неопределенности, подтвердилась.
Выводы
· С увеличением уровня авторитарности уменьшается уровень толерантности к неопределенности.
Заключение
Исходя из полученных данных и анализа результатов есть основания предполагать что гипотеза: «С увеличением выраженности авторитарного типа поведения в межличностных отношениях будет уменьшаться толерантность к неопределенности» подтвердилась, однако из за небольшого количества выявленных испытуемых с авторитарным типом поведения результаты нельзя считать безоговорочными. Для более точного подтверждения гипотезы необходимо провести исследование с выборкой из гораздо большого количества испытуемых.
Литература
Алмаев Н.А.Шкала «Нетерпимости к неопределенности» и электоральное поведение. almaev @ psychol . ras . ru
Большой толковый психологический словарь Т.1 (А - О); Пер. с англ. / Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001. - 592 с.
Большой толковый психологический словарь Т.2 (П - Я); Пер. с англ. / Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001. - 560 с.
Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Автореф. дисс. к.п.н. С.-Пб. , 1998 http://a uditorium.ru
Лушин П.В. Психология личностного изменения. - Кировоград, Полиграфическо-издательский центр ООО «Имэкс ЛТД», 2002. - 360 с.
Лушин П.В., Ржевская З.А., Данникова Е.Г., Н.А. Колтко, О. А. Миненко. Учимся фасилитировать: Методическое пособие для учителей школ, студентов педагогических специальностей, преподавателей. - Кировоград, 2003. - 52.
Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. http :// www . google . com / search ? q = cache : X 4 oa 7 l _ jALQJ : www . researcher . ru / teor / teor _0005. html +% D 0% A 2% D 0% BE % D 0% BB % D 0% B 5% D 1%80% D 0% B 0% D 0% BD % D 1%82% D 0% BD % D 0% BE % D 1%81% D 1%82% D 1%8 C +% D 0% BA +% D 0% BD % D 0% B 5% D 0% BE % D 0% BF % D 1%80% D 0% B 5% D 0% B 4% D 0% B 5% D 0% BB % D 0% B 5% D 0% BD % D 0% BD % D 0% BE % D 1%81% D 1%82% D 0% B 8& hl = uk & ie = UTF -8& inlang = ru .
Оконешникова Н.Л. Проблема толерантности личности в современной зарубежной психологии. http :// psy . tsu . ru / data / pdf /1_34. pdf
Авторитаризм и власть // Социально-политический журнал. 1997. №3.
Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. - М., 1996.
Баранов Н.А. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке. - СПб., 2001.
Баранов Н.А. Популизм как политическая деятельность. - СПб., 2002.
Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М., 1995.
Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002.
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. - М., 2000.
Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М., 2000.
Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. - М., 1995.
Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 1999.
Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2001.
Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. Учебно-методическое пособие. - М., 1999.
Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: что это такое? Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. - М., 1992.
Приложение 1
Сведения об испытуемых |
|||||||
№ |
Пол |
Возраст |
Семейное положение |
Дети |
Образование |
Должность |
|
1 |
ж |
20 |
незамужем |
нет |
незаконченное-высшее |
администратор |
|
2 |
м |
38 |
женат |
нет |
высшее |
топ-менеджер |
|
3 |
ж |
32 |
замужем |
нет |
высшее |
менеджер по продажам |
|
4 |
ж |
29 |
незамужем |
нет |
высшее |
менеджер по продажам |
|
5 |
ж |
31 |
разведена |
нет |
высшее |
гл. бухгалтер |
|
6 |
ж |
28 |
замужем |
2 |
высшее |
бухгалтер |
|
7 |
ж |
29 |
незамужем |
нет |
высшее |
логист |
|
8 |
м |
25 |
женат |
нет |
незаконченное-высшее |
администратор тех. Отдела |
|
9 |
м |
23 |
холост |
нет |
высшее |
менеджер по продажам |
|
10 |
м |
32 |
гражданский брак |
1 |
высшее |
менеджер по продажам |
|
11 |
м |
32 |
женат |
1 |
высшее |
директор |
|
12 |
м |
35 |
женат |
1 |
высшее |
заместитель директора |
|
13 |
м |
45 |
женат |
2 |
высшее |
технический специалист |
|
14 |
м |
44 |
женат |
1 |
высшее |
инженер |
|
15 |
м |
23 |
холост |
нет |
высшее |
технический специалист |
|
16 |
м |
26 |
холост |
нет |
высшее |
радиотехник |
|
17 |
ж |
23 |
замужем |
1 |
высшее |
консультант |
|
18 |
м |
33 |
женат |
1 |
высшее |
директор по развитию |
|
19 |
м |
38 |
женат |
1 |
высшее |
менеджер |
|
20 |
м |
25 |
холост |
нет |
среднее |
водитель |
|
21 |
м |
45 |
женат |
3 |
среднее-техническое |
охранник |
|
22 |
м |
38 |
гражданский брак |
нет |
незаконченное-высшее |
директор |
|
23 |
ж |
24 |
незамужем |
нет |
аспирантура |
ассистент, преподаватель |
|
24 |
ж |
27 |
незамужем |
нет |
аспирантура |
инженер |
|
25 |
м |
20 |
холост |
нет |
незаконченное-высшее |
программист |
|
26 |
м |
23 |
холост |
нет |
высшее |
курьер |
|
27 |
м |
29 |
холост |
нет |
высшее |
снабженец |
|
28 |
ж |
20 |
незамужем |
нет |
незаконченное-высшее |
ассистент |
|
29 |
ж |
21 |
незамужем |
нет |
незаконченное-высшее |
торговый представитель |
|
30 |
м |
35 |
женат |
нет |
высшее |
директор по развитию |
|
31 |
ж |
20 |
незамужем |
нет |
незаконченное-высшее |
студентка |
|
32 |
ж |
34 |
замужем |
2 |
высшее |
менеджер по персоналу |
Приложение 2
(Personal change readiness survey), в переводе и адаптации Н. А. Бажановой и Г. Л. Бардиер
Авторы: Родник, Хезер, Голд, Хал
Адаптация: Бажанова Н. А., Бардиер Г. Л.
Область применения методики:
Методика PCRS успешно применяется в США при работе с персоналом организаций, а именно в процедурах ассессмента. Отмечается, что методика особенно эффективна при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с инновациями, поскольку никому не удается полностью справляться с переменами. Понимание особенностей противостояния переменам помогает людям оградить себя от стресса в тех ситуациях, в которых они наиболее уязвимы.
Диагностический конструкт:
Страстность (passion) понимается как энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус.
Находчивость (resourcefulness) рассматривается как умение находить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источниками для решения новых проблем.
Оптимизм (optimism) -- это большие надежды, вера в успех, нежелание ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться не на проблемах, а на возможностях их решения.
Смелость, предприимчивость (adventurousness) трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надежного.
Адаптивность (adaptability) предполагает умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своем, если этого требует ситуация.
Уверенность (confidence) основана на вере в себя, в свои достоинства и в свои силы, в то, что все возможно, стоит только захотеть.
Толерантность к двусмысленности (tolerance for ambiguity) опирается на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным.
Инструкция: Обведите кружочком число (напротив каждого из утверждений), которое более всего соответствует описанию вашей позиции. 1 - максимально не соответствует, 6 - максимально соответствует
Текст методики: