logo
Проявление личности в творческом поиске

2. Творческий процесс (мышление)

Грэм Уоллес в 1926 году выделил наиболее важных четыре стадии творческого мышления (описание восходит к докладу А. Пуанкаре, сделанному в 1908 году).

1. Подготовка - формулирование задачи; попытки ее решения.

2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.

3. Озарение (инсайт) - появление интуитивного решения. Сердцевина творчества. Это, когда в сознание проникает (генерируется) новая идея, но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, по своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, привлекающее к действию наши духовные силы.

4. Проверка - испытание или реализация решения.

Творческий человек перед созданием новой работы, образа испытывает потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды [14].

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже в 1908 году описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии творческого процесса:

Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени, делаются попытки ее решить. За этим следует более или менее длительный период, в течение которого человек не думает о так и не решенной пока задаче, отвлекается от нее. В это самое время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без прямо предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению. Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, прямо предшествовавшую этому.

После этого, когда ключевая идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

Творческий поиск происходит не по принципам "потому что" или "для того чтобы", а " несмотря ни на что" [9].

Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.

Справедливость этого взгляда имеет право на существование, которая подтверждается биографиями многих поэтов, композиторов, т.е. они занимаясь творчеством, были на государственной службе. К примеру, писатель Сент-Экзюпери был летчиком, поэт Тютчев служил в министерстве иностранных дел.

Как писала Гутман, для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего- то особенного.