Психологические аспекты пищевой аддикции

реферат

2. Причины пищевой аддикции

На сегодняшний день определяются как минимум десяток форм зависимостей. Все они подразделяются на две большие группы: 1. Химические - когда человек зависит от вещества, которое перестает вырабатываться его организмом - это алкогольная и нарко-зависимости. 2. Эмоциональный круг зависимостей - когда с помощью определенного поведения, вида деятельности, занятия человек восполняет эмоциональные дефициты. Пищевая зависимость относится к эмоциональному кругу и отличается от любой другой только одним - мы можем всю жизнь прожить без табака-наркотиков-алкоголя-азартных игр. Даже без близких отношений можно попробовать - чтобы избежать любовной зависимости. Но без еды - вряд ли… Максимум - дней сорок протянем. И вот тут-то и основная трудность. Как и когда нормальное, необходимое для жизни поглощение белков, жиров, углеводов и сопровождающее этот процесс удовольствие трансформируется в тягу, зависимость, рабство? Начинается все в совсем раннем детстве. Если ребенок находится в тесном телесном и эмоциональном контакте с матерью помимо тех моментов, когда она его кормит - т.е. его баюкают, берут на руки, воркуют с ним, и в череде этих поглаживаний еще и кормят по его потребности, - пища остается одним из элементов контакта с любящим, защищающим миром, центром которого (как минимум до двухлетнего возраста) является мать. Если у матери послеродовая депрессия, другие обстоятельства, отчуждающие ее от младенца, у него может возникнуть бессознательная связь: получить эмоциональное внимание и любовь можно только через пищу - ведь любая мать своего ребенка кормит, и кормление становится центральной фигурой их общения. Появляется ощущение, что только прием пищи гарантирует телесную и эмоциональную близость с любимым объектом.

В самом начале жизни «с точки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого, и поэтому вначале мать - тоже часть ребенка. Первичная поддержка матери - важный фактор психического развития и становления отношений в раннем детстве. Она поддерживает окружающее младенца пространство, заботясь, чтобы мир «не обрушился» на него слишком рано или слишком сильно. Неуверенные в себе, тревожные или депрессивные матери не способны обеспечить такую поддержку, и ребенок может пронести свое раннее ощущение «шаткости» окружающего мира и отношений с близкими через всю дальнейшую жизнь. Достаточно хорошая мать в процессе ухода за младенцем и общения с ним создает потенциальное пространство для развития его отношений с миром. Она знакомит малыша с новыми объектами (пищей, игрушками, живыми существами), сообразуясь с его желаниями и возможностями». К двум годам у ребенка начинает формироваться ощущение, что он - отдельный от матери. Он еще во всем от нее зависим, но для нормального развития ему важно пробовать свою самостоятельность. Для отделения от матери, безопасного проживания моментов, когда ее нет рядом, в реальности ребенка появляется что-то, что «младенец ценит и любит, поскольку с помощью этого - игрушки, пустышки, бутылочки с молоком - он справляется с ситуациями, когда мать уходит и оставляет его в одиночестве». Если мать недостаточно хороша и на первом году сформировалась связь, что только прием пищи гарантирует телесную и эмоциональную близость с любимым объектом, пища может стать и здесь основным утешением. Но теперь в ситуации отделения от матери. К этому есть много предпосылок - еда всегда связана с удовольствием, причем получение этого удовольствия - в отличие от многих других - по мере взросления все больше возможно в автономном, независимом от других, формате. Таким образом, пищевая зависимость получает еще одно подкрепление. Если значимые Другие могут отказываться выполнять желания ребенка, то по мере своего взросления он все больше получает доступ к самоудовлетворению через еду.

Возможность мириться с несовершенством мира, то принимающего, то отвергающего наши желания и потребности, достигается путем формирования так называемого «постоянства объекта». «Это внутреннее ощущение ребенка, что мать - даже сердитая и злая - все равно любит и принимает его со всеми его несовершенствами. В отсутствие любимого объекта - матери - ее сформированный внутри постоянный образ служит утешением и поддержкой. Этот внутренний объект, соединяя в себе желание и представление, обеспечивает устойчивое отношение к людям, которые бывают то добрыми и любящими, то агрессивными и сердитыми».

Если мать непредсказуема и часто уклоняется от контакта с ребенком, он остается беззащитным перед атаками негативных эмоций и страхов - как своих, так и со стороны его окружения. И на помощь опять приходит еда. Ведь она доступна и точно обладает качеством постоянства в этом изменчивом к ребенку мире.

Таким образом, в раннем детстве завязываются основные корни пищевой зависимости:

1. Восполнение едой дефицитов любви, признания, внимания к себе.

2. Восполнение едой своей устойчивости перед атаками негативных эмоций и страхов.

3. Приобретение через еду стрессоустойчивости.

4. Получение через еду утешения и поддержки.

5. Укоренение веры в то, что еда - основной и самый безопасный источник удовольствия. [1,2]

Причин, по которым тянет к холодильнику магнитом, может быть множество. «Заедают» и сильные эмоции, и скуку, и желание отвлечься, сменить занятие. Мотивы у каждого свои. Одинаковы результаты - тяжесть в желудке, недостаток энергии, недовольство и горячее желание заняться собой.

Нередко потребность в пище усиливается в ситуации стресса либо, наоборот, его отсутствия, в атмосфере скуки. Вспомним, человек рождается, и первое, что он делает - интенсивно прижимается к груди матери, откуда получает пищу.[5]

Делись добром ;)