Психологические особенности возрастного развития юнешей и девушек
3.2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Ранняя юность - начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два основных вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный), и «кем быть?» (профессиональный).
Юноши и девушки пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, жизненный план - это план деятельности.
Рассмотрим, что представляют собой жизненные планы современной молодежи Украины.
Группой социологов института исследования содержания и методов обучения при Министерстве образования Украины, были проведены социологические исследования методом анкетирования старшеклассников.1
Результаты анкетирования, а также статистические данные за 1998-99 годы, которые еще нигде не были опубликованы показали:
- пока ничего не планируют -11%;
- планируют закончить среднюю школу и поступать в ВУЗы - 57,4%;
- поступление в училища и техникумы, после окончания 9 класса -23,2%;
- работа на госпредприятиях - 2%;
- работа на частных предприятиях -4%;
- работа в бизнесе родственников -2,2%;
- открытие собственного дела -4,7%;
1 Суїменко Є. Життєві плани учнівської молоді //Шкільна бібліотека.-2003.-№10.-С.51.
- другая работа - работа - 3%.
Таким образом, большинство юношей и девушек планируют в дальнейшем продолжить свое обучение. Это обстоятельство обусловлено, во-первых, трудностями трудоустройства, во-вторых, понимание важности специального (и желательно высшего) образования для перспективы трудоустройства, в-третьих, желание продолжить свое беззаботное существование на иждивении.
На формирование жизненных планов различным образом влияют способности (уровень образования) юношей и девушек, а также материальное состояние их родителей и их образование. Известный факт, что чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети будут продолжать обучение после школы и эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами, значительно выше, чем девушками.
Степень формирования жизненных планов у юношества также не однородна. По данным, собранным тем же институтом, у юношей и девушек старших классов четко определились только лишь 18,2%; примерно сложились - у 60,8%; только начинают формироваться - у 17,8%; вообще не задумываются над дальнейшим - 3,2%.1
Уверенность в исполнении жизненных планов юношей и девушек обусловлены пониманием своих собственных склонностей, способностей, пристрастий, трезвой оценкой обстоятельств. Опрос показал, уверенность полной мерой, в осуществлении своих жизненных планов присуща лишь 16,3%, с некоторой долей сомнения -12,5%, не уверены - 3, 9%.
Профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачен только тогда, когда он сопряжен с социально-нравственным выбором, с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».