logo
"Я-концепция" как социально-психологический феномен

1.3 «Я - концепция» как совокупность установок «на себя»

В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я - концепции, как уже отмечалось, принадлежат У. Джемсу, Ч. Кули и Дж. Миду. Представление же «Я - концепции» как структуры установок индивида к самому себе принадлежит Р. Бернс. Это связано с тем, что дальнейшее развитие теории Я - концепции шло в направлении унификации терминологического аппарата для описания Я - концепции и поиска надежных эмпирических приёмов для измерения, результатом этого стало представление её как совокупности установок индивида «на себя».

Р.Бернс определяет понятие так: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я или картиной- Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

Так, например, человек может думать: «Я - умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я - толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения и другое.

Понимание Я - концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Выделяется три элемента «Я-концепции»:

1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).

2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) - аффективная оценка представления о себе.

3. Поведенческая составляющая - это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими (Приложение 2).

Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация);

в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;

б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».

В целом, мотивационная функция Я - концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем:

1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я - образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать).

2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я - концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.

Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:

Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Большинство авторов при изучении Я - концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Об этом говорил Ч. Кули в своей концепции «зеркального Я».

Важно отметить, что реальное Я и социальное Я у индивида должны быть, согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению. Проблема измерения «Я-концепции» актуальна и в настоящее время - универсальной методики нет.