logo
Психология личности

2.2 Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности

Биогенетическая периодизация развития человека (Ст. Холл, З. Фрейд). Социогенетические периодизации возрастного развития человека (Л. Колберг, А.В. Петровский). Персоногенетические периодизации развития человека: эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой - в процессе обучения и воспитания активно влиять на этот процесс. Рассмотрим один из аспектов проблемы - что представляет собой процесс развития личности.

В психологической науке выделяют биогенетические, социо-генетические и персоногенетические периодизации развития человека. В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (возраст, пол, органические побуждения, влечения, потребности, темперамент, задатки и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма.

Отправной точкой концепции Стенли Холла (1846 - 1924) послужил сформированный немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834 - 1919) «закон рекапитуляции», согласно которому эмбрион (человеческий зародыш) в ходе внутриутробного развития проходит в сокращённом виде все стадии филогенеза - от простейшего организма до человека. Исходя из этого, Ст. Холл по аналогии заключил, что человек от рождения до взрослости повторяет все стадии развития человеческого общества: в первые месяцы своей жизни ребёнок - млекопитающее, после 6 месяцев достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны. Затем уподобляется состоянию первобытных народов, с поступлением в школу осваивает человеческую культуру - в духе античности, затем ветхого завета, затем в подростковом возрасте - в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.

Биогенетический подход вызвал к жизни много плодотворных исследований, эмпирически установивших некоторые частные законно-мерности, не утратившие своего значения до сих пор, например, «чем моложе ребенок, тем выше темпы его развития». В рамках психоанализа впервые появилось представление о возможности субъекта влиять на свое психическое развитие, выраженное представлением о «Я», которое регулирует взаимоотношение биологического начала в человеке и социальных норм («Ид» и «Сверх-Я»).

Согласно психоанализу, психическое развитие совершается в процессе борьбы биологических по происхождению желаний и потребностей человека с заданными обществом ограничениями на их удовлетворение. Допускается, что исход этой борьбы не ясен не только на каждой конкретной стадии развития, но и в результате его: в зависимости от более или менее удовлетворительного прохождения стадий развития наблюдается больший или меньший уровень психической зрелости у взрослого человека.

По теории З. Фрейда личность состоит из трех подструктур: «Ид», «Я», «Сверх-Я». «Ид» - носитель инстинктов и влечений, подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает свойства внешнего мира. «Сверх-Я» является носителем моральных норм и выполняет роль критика и цензора.

Структура личности, включающая три инстанции, формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только «Ид» и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями и запретами, исходящими от окружающих его людей, ребенок развивается как личность - у него появляются «Я» и «Сверх-Я». Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления невозможен личностный рост.

Возрастное развитие, его стадии, по З. Фрейду, связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие (отсюда - своеобразные названия возрастных этапов).

На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона - слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи - собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и, кроме «Ид» - бессознательного, инстинктивного начала личности, в конце стадии начинает появляться вторая инстанция - «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается «Я», определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - «Сверх-Я» - как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности - самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Ид», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) соответствует собственно половому развитию. Объединяются все эрогенные зоны; появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало - «Ид» - усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают преимущественно процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок, ценностных ориентаций, формирование морального сознания.

Лоренс Колберг - автор периодизации морального сознания личности, рассматривает развитие как последовательный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Первый уровень - доморальный. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы избежать его (I стадия). Затем он начинает ориентироваться на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия награду (II стадия).

Второй уровень - конвенциональная мораль (от лат. конвенция - договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение со стороны близких характерна для III стадии, на авторитет - для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Третий уровень - автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом - на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).

Следует отметить, что индивидуальные различия здесь велики, возрастные границы приблизительны. Этапы развития морального сознания установлены Л. Колбергом на суждениях детей, а не на их реальном поведении.

В отечественной психологии социогенетическая периодизация развития человека представлена Артуром Владимировичем Петровским, который рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.