logo
Адаптация вновь принятых сотрудников в коллектив органов внутренних дел

2.2 Управление процессом адаптации вновь приятных сотрудников органов внутренних дел

Для успешной адаптации вновь прибывших сотрудников в системе органов внутренних дел проводится организованная работа. На первых двух этапах адаптации для проведения этой работы требуются согласованные, скоординированные действия всех ответственных участников, управляющих данным процессом. Ведущая роль отводится начальнику ОВД и его заместителям.

На I этапе работа по адаптации молодых сотрудников в подразделениях ОВД заключается в решении следующих задач:

1) тщательно изучить мотивацию поступления конкретного кандидата на службу, его семейное и бытовое окружение, мировоззрение;

2) сотрудникам отделов комплектования подразделений ОВД провести работу с курсантами ведомственных вузов, - теми, что являются собственно «ресурсом» потенциальных кандидатов, - в плане ориентирования их для службы на конкретной должности;

3) предварительно изучить кандидатов, провести их психологическое исследование перед принятием на службу, а также выработать рекомендации по целесообразному использованию отобранных кандидатов в соответствии с их субъективными особенностями Колмакова Л. А. Проблемы профессионального психологического отбора и сопровождения сотрудников органов внутренних дел // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2010. - № 2. - С. 51-56..

На втором этапе работа с молодыми сотрудниками на предмет их адаптации включает в себя следующие компоненты:

1) во время испытательного срока осуществлять глубокое изучение индивидуально-личностных особенностей с использованием методик, позволяющих определить эмоциональное состояние, степень адаптации к службе, конфликтности и других важных характеристик личности вновь принятого сотрудника (стажера);

2) психологическое обследование молодых специалистов (стажеров) проводить не менее двух раз за период стажировки, на основе полученных результатов психолог готовит рекомендации по индивидуально-воспитательной работе для командиров подразделений и наставников. По окончании испытательного срока начальники служб, наставники предоставляют аттестационной комиссии отчет о работе сотрудника.

Психолог готовит свое заключение на стажера Ксенофонтов А.М. Психологические аспекты профессиональной адаптации сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2009. - № 3. - С. 21-24.;

3) проводить наблюдения за деятельностью и поведением стажера в служебной и бытовой обстановке, при выявлении у стажера каких-либо отклонений в поведении, в адаптации к оперативно-служебной деятельности, негативных черт характера ставить в известность психолога подразделения;

4) вести работу с молодыми сотрудниками, прослужившими в системе ОВД от 1 до 3 лет, в целях выяснения их адаптации в коллективе, к условиям службы. Собранные сведения являются важной информацией для обоснования в дальнейшем личности каждого сотрудника, о степени их адаптации к службе, позволяют планировать организацию служебной деятельности, оказать помощь в становлении профессиональных навыков у молодых сотрудников, выявить элементы дезадаптации сотрудника и оказать своевременную коррекционную помощь.

Для совершенствования системы управления процессом профессиональной адаптации молодых сотрудников в подразделениях целесообразно создавать координационный орган по работе с молодыми сотрудниками. Таким координирующим органом может стать совет наставников в подразделении. Институт наставничества мог бы сыграть большую положительную роль в процессе адаптации вновь прибывшего сотрудника органов внутренних дел при условии повсеместной, стабильной и контролируемой работы. Т.е. на всех указанных этапах целесообразно, проводить периодический контроль (проверку) удовлетворенности сотрудника всеми сферами его профессиональной деятельности.

И, конечно, огромную роль в создании условий для благоприятного процесса адаптации новых сотрудников органов внутренних дел играет руководство подразделения. Именно в их прерогативе урегулирование конфликтов на уровне подразделения, т.е. той профессиональной и личностной микросреды, в которой находится новый сотрудник. Не вызывает сомнений тот факт, что атмосфера в подразделении зависит от его руководителя, и выбранная им стратегия поведения может послужить как урегулированию возникшего противоречия, так и принятию конфликтом деструктивного характера Казак Т.В. Концептуальные основания психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности системы органов внутренних дел: автореф. дис. на соиск. уч. степ. док. психолог. наук. - Тверь, 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya. - Дата обращения: 03.10.2013 г..

Таким образом, исходя из изложенного в данной главе работы материала можно сделать следующие краткие выводы.

На процесс адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел оказывают влияние как объективные факторы, так и субъективные. Среди первых ведущее место занимают условия труда и его организация, оплата труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, гигиенические условия и т.д. Вторые связаны с индивидуальными особенностями сотрудников, а именно: теоретическая и физическая подготовка, уровень коммуникативных качеств, уровень самооценки. Т.е. процесс адаптации проходит в зависимости от характера производственной среды и личности самого работника органов внутренних дел.

Для успешной адаптации в органах внутренних дел ведется поэтапная работа (соответствующая этапам адаптации): изучение контингента перспективных кандидатов в вузе, исследование психологом с целью выявления причин выбора сферы деятельности и психологической устойчивости и коммуникабельности - в первое время работы в органах внутренних дел; наблюдение за стажирующимися сотрудниками; помощь в закреплении и совершенствовании полученных знаний, умений и навыков в процессе службы.

Решение этих задач входит в профессиональную компетенцию работников кадрового аппарата и отделов по работе с личным составом, специалистов центров психодиагностики, практических психологов ОВД.