logo
Адаптация вновь принятых сотрудников в коллектив органов внутренних дел

Заключение

Таким образом, исходя из изложенного в данной работе материала можно сделать следующие краткие выводы.

Адаптация - это процесс приспособления, привыкания нового сотрудника к требованиям профессии, усвоения им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций.

При поступлении на новое место работы любой вновь принятый сотрудник проходит процесс адаптации. В научной литературе выделяют следующие виды адаптации: психофизическую, профессиональную и социальную. Каждая из них характеризуется собственными, присущими только ей, чертами. Вновь прибывшие сотрудники органов внутренних дел проходят процесс адаптации в три этапа: первый - длительностью обучения в вузе, называется профессиональной ориентацией. На этом этапе осуществляется первое знакомство с профессией, её моральное освоение. На втором этапе - профессиональном - происходит собственно «вживание» вновь прибывшего сотрудника в систему ОВД в профессию и в коллектив. И третий этап - это уже процесс профессионального развития, самодостаточность в профессии и коллективе.

На процесс адаптации оказывают влияние определенные факторы, как общие для любой профессиональной деятельности, так и специфические, присущие только системе ОВД. Во-первых, это материальное обеспечение, во-вторых, моральное, социально-психологическое несоответствие самоопределения статуса и роли в жизни и профессии, в-третьих, это конфликтные ситуации, возникающие в подразделениях ОВД.

В связи с перечисленными факторами, оказывающими большое влияние на процесс и успешность адаптации вновь прибывшего сотрудника органов внутренних дел возникают проблемы адаптации, требующие их решения.

На процесс адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел оказывают влияние как объективные факторы, так и субъективные. Среди первых ведущее место занимают условия труда и его организация, оплата труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, гигиенические условия и т.д. Вторые связаны с индивидуальными особенностями сотрудников, а именно: теоретическая и физическая подготовка, уровень коммуникативных качеств, уровень самооценки. Т.е. процесс адаптации проходит в зависимости от характера производственной среды и личности самого работника органов внутренних дел.

Для успешной адаптации в органах внутренних дел ведется поэтапная работа (соответствующая этапам адаптации): изучение контингента перспективных кандидатов в вузе, исследование психологом с целью выявления причин выбора сферы деятельности и психологической устойчивости и коммуникабельности - в первое время работы в органах внутренних дел; наблюдение за стажирующимися сотрудниками; помощь в закреплении и совершенствовании полученных знаний, умений и навыков в процессе службы.

Решение этих задач входит в профессиональную компетенцию работников кадрового аппарата и отделов по работе с личным составом, специалистов центров психодиагностики, практических психологов ОВД.

Список литературы

1. Агрант Д.Л. Социальная адаптация молодых сотрудников в органах внутренних дел: дис. на соиск. уч. степ. канд. социолог. наук. - М., 2001. - 151 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/. - Дата обращения: 03.10.2013 г.

2. Барсуков Р.М. Проблема социальной адаптации сотрудников в органах внутренних дел // Вестник Академии права и управления. - 2013. - №1. - С. 44.

3. Гордиенко Д.А. Психологическая адаптация сотрудников органов внутренних дел - участников боевых действий: дис. на соиск. уч. степ. канд. психолог. наук. - Ставрополь, 2005. - 235 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/. - Дата обращения: 03.10.2013 г.

4. Казак Т.В. Концептуальные основания психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельности системы органов внутренних дел: автореф. дис. на соиск. уч. степ. док. психолог. наук. - Тверь, 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya. - Дата обращения: 03.10.2013 г.

5. Колмакова Л. А. Проблемы профессионального психологического отбора и сопровождения сотрудников органов внутренних дел // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2010. - № 2. - С. 51-56.

6. Ксенофонтов А.М. Психологические аспекты профессиональной адаптации сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2009. - № 3. - С. 21-24.

7. Хлудова О.В.. Психологические особенности профессионального роста личности (на примере сотрудников органов внутренних дел): учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://учебники-бесплатно.рф/. - Дата обращения: 03.10.2013 г.

8. Шуклин М.С. Психологические особенности работы по повышению уровня адаптации молодых специалистов в подразделениях ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - №1. - С. 26-28.

9. Шуклин М.С. Социальные аспекты организации процесса трудовой адаптации молодых специалистов - выпускников вузов МВД России // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Право. - 2006. - Т. 2. - № 13. - С. 376-383.

Приложение 1

АНКЕТА

Бланк ответов

Ф.И.О.__________________________________________________

Должность________Стаж в ОВД_____Стаж в должности________

Возраст_______________Образование________________________

1. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе адаптации к профессиональной деятельности (Перечислите как можно больше.)

_____________________________________________________________

2. От чего, по Вашему мнению, эти трудности зависят, в чем их причины?

_____________________________________________________________

3. Как Вы лично пытаетесь эти трудности преодолеть? Существуют ли такие трудности, которые Вам самим преодолеть невозможно?

_____________________________________________________________

4. Какие условия и факторы, по Вашему мнению, непосредственно влияют на успешность профессиональной адаптации молодых сотрудников?

_____________________________________________________________

5. Какие условия и факторы, по Вашему мнению, препятствуют успешной адаптации?

_____________________________________________________________

6. Оцените степень Вашей адаптации к работе, к службе на сегодняшний день по 7-балльной шкале (7 баллов - полностью адаптировался; 1 балл - полностью не адаптировался). Зачеркните балл, который Вам подходит.