logo
Адаптация военнослужащих по призыву

1.1 Общие представления о психологическом сопровождении в научной литературе

В научной психологической литературе сопровождение как одно из направлений деятельности психолога рассматривается давно. Подобная деятельность раскрывалась через понятия условия, обеспечения, собственно сопровождения в контексте психологической помощи (или поддержки). Существующая энтропия с вышеуказанными понятиями привела к неоднозначному пониманию феномена сопровождения. Как следствие, это привело к развертыванию научных исследований с целью насыщения конкретным содержанием данного явления. Но и на этом этапе не сложился единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения. Оно трактуется и как система профессиональной деятельности, и как метод работы, и как технология, и как направление.

М.Р. Битянова предлагает рассматривать психологическое сопровождение как «систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия» [7; 20]. Такая деятельность психолога в рамках сопровождения организуется с точки зрения целей и задач школьной психологической практики.

Н.Зуева видит сопроводительную деятельность школьного психолога как метод работы, направленный на психолого-педагогическое сопровождение учеников в процессе обучения и воспитания. Психолого-педагогическое сопровождение в её понимании - «это создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения и развития ребенка и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия» [11]. Подобная модель психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса объединяет администрацию образовательного учреждения, психолога и педагога, т.е. опосредуется соответствующей педагогической практикой.

Р.В. Овчарова трактует сопровождение как одно из направлений и технологию профессиональной деятельности психолога [23]. Как направление, т.е. возможное поле деятельности психолога, включает в себя мероприятия сопровождения развития какого-либо феномена; поддержку в различных ситуациях жизнедеятельности; психологическое ориентирование какого-либо процесса. Как технология, т.е. реальный процесс в общем пространстве деятельности, психологическое сопровождение - это «комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья … и полноценного развития личности ребенка … и его формирования как субъекта жизнедеятельности» [23; 178].

Ряд авторов [29] рассматривает в практической деятельности психолога явление социально-психологического сопровождения, которое в их понимании представляется как целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в поле деятельности психолога [29;88]. Такое сопровождение осуществляется в рамках целостной психотехнологии в интересах оптимизации труда и жизни социальных объектов, для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния и высокой продуктивности.

Феномен психологического сопровождения в научно-прикладных исследованиях рассматривается через призму задач и функций той организации, в которой психолог осуществляет свою профессиональную деятельность. К примеру, А.Ю. Качимская рассматривает одно из направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения по психологическому сопровождению в период перехода детей из детского сада в начальную школу. Соответственно, под психологическим сопровождением преемственности развития детей на указанный период понимается «система методических, организационных, диагностических и развивающих мероприятий для детей, педагогов, воспитателей, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий для личностного роста и умственного развития детей»[13;112].

О возрастающей актуальности сопроводительной деятельности психологов в рамках системы образования свидетельствует Письмо Министерства образования России от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16. Данный документ подводит первичный итог тем научным поискам в данном направлении, которые активно ведутся на современном этапе реформы образовательной системы: «психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации».

В деятельности войскового психолога психологическое сопровождение представляется как направление в рамках оказания психологической помощи [Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ]. Тему психологического сопровождения различных процессов армейской жизнедеятельности в военно-психологических исследованиях практически не разрабатывают. В большей степени прорабатывается проблема психологического обеспечения боевого дежурства, боевой готовности, боевой деятельности. Это обусловлено тем, что в выполнении задач, поставленных перед военнослужащими, важное место занимает процесс их обеспечения: боевого, тылового, технического, морально-психологического. В последнее время, начиная с середины 90-х годов 20 века, в исследованиях военных психологов актуальной темой становится психологическое обеспечение как самостоятельный вид обеспечения боевой деятельности. Наибольшую разработку данная проблематика находит отражение в научных работах А.Г. Караяни. Он предлагает определить психологическое обеспечение как «комплекс мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую задачу в любых условиях обстановки»[12]. Причем, психологическое обеспечение представляет собой ряд последовательных этапов: аналитико-прогностического; целевой психологической подготовки; психологического сопровождения; реабилитации и восстановления военнослужащих, получивших психическую травму. На каждом из этапов решаются определенные задачи и в соответствии с ними подбирается содержание форм, способов и методов психологического воздействия.

Психологическое сопровождение как этап психологического обеспечения представляет собой «комплекс оперативных мероприятий по отслеживанию и поддержанию способности военнослужащих противостоять устрашающим факторам боя и решительно действовать в боевой обстановке»[12]. По мнению А.Г. Караяни, психологическое сопровождение основывается на непрерывном отслеживании динамики психологической обстановки в зоне боевых действий в интересах принятия адекватных управленческих решений. Целью психологического сопровождения является поддержание жизненного тонуса воинов, их душевный комфорт. Оно предполагает: осуществление прогнозирования и оценки усталости и психологических потерь среди военнослужащих; оказание психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих ситуаций; целенаправленное управление мотивацией, психическими состояниями воинов и социально-психологическими процессами в воинских подразделениях; защиту от психологических акций противника. В повседневной деятельности войск (вовне боевых действий) целесообразным все же является разработка концепции психологического сопровождения различных процессов армейской жизнедеятельности: адаптации, учебного процесса, караульной службы и т.д.

Идеология сопровождения имеет свои преимущества перед другими видами деятельности психолога:

- сопровождение опирается на личностные достижения, которые реально есть у человека, и оно находится в логике его развития;

- в процессе сопровождения психолог побуждает личность к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя ответственность за собственную жизнь;

- психологическое сопровождение не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых личность живет, развивается, трудится.

Утверждение идеи сопровождения имеет ряд важных следствий, на которые опирается система работы психолога в рамках модели психологического сопровождения:

1) систематическое отслеживание психологического статуса человека и динамики его психического развития в процессе активного взаимодействия с социальным окружением;

2) создание социально-психологических условий для развития личности, его успешного овладения деятельностью и эффективного взаимодействия с социальной средой;

3) создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи тем, кто имеет проблемы в психологическом развитии и воспитании, а также взаимодействии с социумом.

В организационных вопросах появляется возможность выстроить текущую работу психолога как продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников взаимодействия. Этот процесс опирается на ряд важных организационных принципов: системный характер ежедневной деятельности психолога; организационное закрепление различных форм сотрудничества психолога и других должностных лиц в вопросах создания условий для успешного развития, включенных в процесс взаимодействия (в планах работы); утверждение важнейших форм психологической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами.

Таким образом, психологическое сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному развитию каждой личности в конкретной социальной среде. Задачей сопровождения является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации к изменяющимся условиям жизни и деятельности. По нашему мнению, основным достоинством сопровождения является интеграция разрозненных в контексте деятельности практического психолога (педагога-психолога) диагностику, консультативную деятельность, коррекционную работу в комплексную технологию (систему), а также объединить всех субъектов сопровождения в решение проблем развития, обучения и воспитания, социализации и адаптации как равноправных партнеров.

В соответствии с задачами нашего исследования, анализируя вышеизложенные представления отечественных ученых-психологов о психологическом сопровождении, мы предлагаем психологическое сопровождение понимать как комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий обеспечения полноценного развития личности в определенной ситуации социального взаимодействия. Из определения становится понятно, что цель сопровождения вполне прагматичная и реальная: в рамках объективно данной социальной среды создать условия в данной социальной ситуации для максимального личностного развития.