1.3 Внутренняя позиция школьника
Внутренняя позиция школьника - это психологическое новообразование, оно возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет и представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребностью общения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. (Л.И. Божович).
Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющие ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать эито в игре в одиночку, т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает очень трудно.
В специальных экспериментальных исследованиях по изучению новообразования (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, 1951) было установлено, что в игре в школу дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров). Наоборот, в случаях несформированности этого образования дети предпочитают роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в «перемены», разыгрывание «прихода» и «ухода» из школы.
Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь не подходит, т.к. занимает слишком много времени. заменим ее методикой, позволяющей выявить особенности произвольного поведения ребенка. Хорошее качество выполнения задания, предполагаемого в методике, изучающей произвольность, косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, позволяющей ребенку справиться с задачей.
Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика рассчитана на детей 5,5-10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.
- Глава I. Аспекты психолого-педагогической адаптации
- 1.1 Проблема психолого-педагогической адаптации как особенность возрастного периода младшего школьника
- 1.2 Особенности младшего школьного возраста
- 1.3 Внутренняя позиция школьника
- 1.4 Готовность к школе - фактор успешной адаптации
- Глава II. Организация работы по преодолению дезадаптации младших школьников
- 2.1 Формы и причины школьной дезадаптации
- 2.2 Роль учителя и значение семьи в процессе предупреждения дезадаптации
- 2.3. Разработка психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- 2.1 Психолого-педагогический статус школьника
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитания современного школьника
- Психолого-педагогический консилиум
- Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения
- Психолого-педагогическое сопровождение в поддержке зож.
- «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе»
- 6. Психологическое сопровождение процесса адаптации школьников.