logo
Рассмотрение христианского учения о воле и проблемы воли в психологии

1.1.1 Творение человека

Бог создает мир из ничего, т.е. вне Божества и не из Своей Божественной природы (сущности), а Своей свободной Божественной волей, принадлежащей природе, или - как говорит святой Иоанн Дамаскин - «творит мыслью» Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение Православной веры. Репринт: М - Ростов-на-Дону : Приазовский край, 1992. Переизд.: М.: Центр по изучению религий, 1992. С.188.. Творение есть акт трех Божественных Ипостасей (Лиц), а не акт природы; и участие в деле творения трех Лиц различно: Бог Отец есть Первопричина (Виновник), Бог Сын - Зиждитель, а Бог Дух Святой - Совершитель. С волей отождествляются Божественные идеи, имеющие динамический характер. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: центр «СЭИ», 1991. С. 73. Предвечные идеи (логосы) Создателя о мире находятся в Его энергиях, а не в Божией Сущности. Следовательно, замысел о мире вечен, а сам мир получает свое бытие вместе со временем.

Человек, ради которого и создается мир, есть принцип всего этого творения, существо, содержащее в себе нетварную Божественную благодать. В онтологическом плане он есть сплав бытия и небытия. В самом себе человек не имеет причины бытия, он существует благодаря своей причастности к Богу и только в Нем может обрести источник жизни. Преподобный Максим Исповедник пишет по этому поводу, что логос человека состоит из трех частей:

1. Логос бытия, согласно которому человек создается из души и тела и, таким образом, причастен как к миру ангельскому, так и к миру вещественному.

2. Логос благобытия, определяющий нормы деятельности человека и добрые задатки его души.

3. Логос вечнобытия, определяющий высшую цель Промысла, - обожение человека, соединение его с Богом в вечности.» Цит. по: Архим. Алипий, архим.Исаия Догматическое богословие. С.-Т.С.Л. 1997. С.168.

Человек был сотворен в последний день для того, чтобы войти в мир как царь, священник, и пророк. Человек, созданный по образу и подобию Божию (Быт.1,26.), наделяется при сотворении всяким благом, в том числе и самовластием, одаривается разумом и свободной волей, является непричастным злу. Образ предполагает сходство с первообразом; поэтому, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих. См. прот. М. Помазанский. Догматическое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. С.102. Человек был безгрешным, т.к. совершение греха не обусловливалось его природой, но свободной волей, то есть он имел возможность пребывать и преуспевать в добре, получая содействие со стороны божественной благодати, равно как и отвращаться от прекрасного и очутиться во зле по причине обладания свободной волею. Человек с самого начала творения получил способность контролировать свои желания и мог свободно выбирать в соответствии со своими склонностями, поскольку Божество, образом Которого он является, свободно.

И Христианство утверждает, что «зло не есть что-либо субстанциональное или имеющее бытие по естеству», Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 1996. С.79. т.е. по природе, но состояние природы. Точнее, «зло есть определенное состояние воли этой природы; это воля ложная по отношению к Богу» Лосский В.Н. ук. соч., С.250.. Человек дал место злу в своей воле, и оказывается в зависимости от потребностей плоти и позволяет «князю мира сего» властвовать над собой.