1.1.2 Природа человека
Природа (сущность, субстанция) - это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. «Природа человека» - это дух, душа, тело и их соответствующие свойства. (Возможно, в психологии под природой надо понимать сумму понятий «индивид», «личность» и «субъект деятельности», где последнему понятию дается такое определение: - «субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности». См. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005.-583с.:ил.-(Серия «Учебник нового века). С.С. 14-17. Индивидуальность - это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. (В учебнике по общей психологии Маклакова А.Г. дается почти тождественная формулировка: - «Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости».См. Маклаков А.Г. ук.соч., С.16. И.Тихомирова определяет индивидуальность через понятия индивида (отдельного живого существа, представителя биологического вида, носителя индивидуально своеобразных черт) и индивидуума (уникального представителя человеческой общности). Индивидуальность формируется как взаимодействие биологического и социального, индивидного и индивидуумного, данного и заданного. См. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. С.Пб.: Питер, 2000 С.59. Последняя формулировка по сути своей не расходится с первыми двумя определениями.
Личность (ипостась) - это субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Она - как говорит В.Н.Лосский - не определяется природой, но сама определяет природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу. Человеческая личность не часть существа человеческого, подобно тому как Лица Пресвятой Троицы - не части существа БожественногоСм. Лосский В. Н. ук. соч., С.91.. Личность - это тот, кто владеет природными качествами, свойствами, энергиями, кто развертывает их в реальном бытии. (В психологии под личностью некоторые авторы понимают системное свойство «индивида». По Б.Г.Ананьеву у понятия «личность» следующая структура: темперамент, задатки и способности, мотивация (направленность), характер, воля и чувства.
Индивид - это единичное биологическое природное существо, который обладает следующими первичными свойствами: возрастные особенности, половой диморфизм, индивидуально-типические характеристики в том числе конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. См.Маклаков А. Г. ук. соч., С.С.13-15. См.также Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. С.Пб.: Питер, 2000. С.75.). Лосский В.Н. понимал под индивидом извечное смешение (но не слияние) личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично. См. Лосский В.Н. ук. соч. С.92.После грехопадения человеческая природа распалась на множество индивидов: как индивидуальная природа человек становится частью целого, одним из составных элементов вселенной, но как личность - он отнюдь не часть; он сам все в себе содержит. Природа есть содержание личности, личность есть существование природы. Природа хочет и действует, личность - выбирает; она принимает или отвергает то, что хочет природа.
Природа отвечает на вопрос «что?», индивидуальность - на вопрос «как?», личность - на вопрос «кто?».
Личность - субъект действий. Индивидуальность - способ осуществления действий. Природа - то, что действует, источник энергий, реализованных, воплощенных («воипостазированных») действием. Личность оказывается над-качественным, над-природным бытийным стержнем, вокруг которого и группируются природные качественные признаки. Бытие человека есть единая и неделимая жизнь природы и личности.
Бог творит душу и тело в человеческой природе одновременно. Значит понятие «человек» не может быть приложимо в отдельности к телу или к душе. Затем Бог вдунул «дыхание жизни» (Быт.2,7) и стал человек - по учению свт.Григория Паламы - существом, содержащим внутри себя нетварную Божественную благодать. См. Давыденков О. иерей. Догматическое богословие. Ч.3. М.:Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. С.59. Человеческая ипостась заключает в себе две индивидуализированные природы: душу и тело, которые не существуют самостоятельно, но лишь в единой ипостаси.
Итак, наше «я» живет, действует и осознает себя в двух природах. А объединяет их личностный способ существования. Личность живет через тело, душу и дух, но сама ими не исчерпывается и к ним не сводится. Поэтому человек как личностное существо способен выйти из этого мира. См. Давыденков О., иерей. ук.соч. С. С. 118-119. Или иными словами личность - как говорит Лосский В.Н. - не определяется своей природой, но сама определяет природу. См. Лосский В.Н. ук. соч. С. 91.
Большинство отцов церкви говорят о трехсоставности человеческой природы (дух, душа, тело), хотя и проводят различие между душой и духом, однако не рассматривают дух как самостоятельную, отличную от души субстанцию. См. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский иститут, 2003. С. С. 244-246. Например, св.Климент Александрийский пишет, что «душа и дух - наименования одной и той же сущности». Цит. по Давыденкову О., иерей. Ук. соч. С.71. Святитель Григорий Богослов говорит, что «душа есть Божие дыхание Цит. по Помазанскому М. Прот..Догматическое богословие. С.104.». Преподобный Иоанн Дамаскин определяет дух не как что-либо отличное от души, «но как чистейшая часть её….Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли». Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…Кн.2.Гл.12. С.213. Преп.Максим видит в человеке четыре уровня: тело, чувство, душа, ум. Епифанович С.Л. ук. соч. Преподобный Максим….С.76. А Михаил Псел замечал пять уровней: ум, логическая душа, неразумная душа, природа, тело и материя. Лоргус А. Свящ., Душа и дух: природа и бытие. Православное учение о человека. Избранные статьи. М.-Клин: Христианская жизнь, 2004. С.169.
- Введение
- Глава I. Христианское представление о воле
- 1.1 Человек
- 1.1.1 Творение человека
- 1.1.2 Природа человека
- 1.1.3 Значение тела в составе человеческой природы
- 1.1.4 Душа человека
- 1.1.5 Образ и подобие Божие в человеке
- 1.2 Воля в свете православной антропологии
- 1.3 Обусловленность выбора
- 1.4 Свобода выбора и мотивы
- 1.5 Свобода и возможность бытия
- 1.6 Свобода воли
- Глава II. Взгляд секулярной психологии на волю человека
- 2.1 Состояние учения о воле в современной психологии
- Глава третья. Учение о воле в новейшей психологии
- 40. Общее представление о воле в психологии. Теории воли.
- 1.1. Воля как волюнтаризм
- 11. Проблема разума и воли. Свобода воли
- 2. УЧЕНИЕ О ВОЛЕ
- Проблема воли в психологии.
- Тема 10. Понятие о воле. Теории воли в психологии
- Глава третья. Учение о воле в новейшей психологии
- 8. Проблема воли и характера в античной психологии.