logo
Режимы работы оператора в системе "человек-машина"

2. Постройте сравнительную таблицу, определив основные функциональные характеристики человека и машины. Подумайте и сделайте прогноз относительно тенденций сохранения психологического комфорта человека-оператора

Создание эффективной системы человек-оператор заключается в поиске оптимального сочетания возможностей машины и человека.

В таблице приведена иллюстрация различий, присущих основным элементам человеко-машинной.

Основные функциональные характеристики человека и машины

На человека следует возлагать выполнение функций по:

Машине следует поручать:

распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней;

выполнение всех видов математических расчётов;

осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему;

выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму;

решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации;

хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации;

решению задач, в которых требуется гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть;

решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев;

решению задач с высокой ответственностью в случае возникновения ошибки.

выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду.

Всё в действительности гораздо сложнее, требует тонкого анализа содержания деятельности оператора и учёта возникающих артефактов. Несмотря на значительный прогресс в создании сложных технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно это касается его возможностей по работе в условиях неполноты информации и использовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человек обладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный, опыт для достижения своих целей.

Человечеством создано огромное разнообразие человеко-машинных систем, ориентироваться в котором достаточно трудно.

В инженерной психологии сформулирован принцип преимущественных возможностей. Согласно этому принципу, рациональное распределение функций между человеком и машиной должно осуществляться так, чтобы человеку поручались те функции, которые позволяют ему наиболее эффективно реализовать свои возможности, а машине -- те, которые требуют выполнения стереотипных операций, высокого быстродействия и точности. Другими словами, возникает необходимость сравнения человека и машиной в отношении возможностей приема, хранения и переработки информации. Анализ позитивных и негативных сторон человека и машины привел некоторых исследователей к выводу, что машина будущего должна основываться на тех же принципах обработки информации, какими пользуется человек.

В то же время следует иметь в виду, что если в математико-логическом аспекте машине можно передать любую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то с психологической точки зрения (в отличие от этого) машине могут быть переданы только те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем, что они фиксированы и однозначно определены. Требуется еще значительная работа по определению критериев «психологической целесообразности» передачи ЭВМ той или иной трудовой функции человека. Интересные приложения для решения задачи распределения функций могут возникнуть в связи с идеей создания так называемых «сбалансированных» систем «человек--машина», т. е. систем, где оба партнера являются активными.

Решение задачи распределения функций тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых оператором в АСУ. Одной из наиболее важных функций, как известно, является функция принятия решений, посредством которой оператор выявляет проблемы, осуществляет диагностику, прогноз и планирование. Понятно, что уровень изученности процесса принятия решений человеком будет во многом определять пути и методы организации эффективного взаимодействия человека и машины.