logo
Ролевой конфликт

1.1 Понятие ролевого конфликта в организации

Социально - экономические и политические изменения в российском обществе связаны с тем, что официально разрушаются, "отменяются" старые "общественные ценности" и ориентиры, а формирование новых задерживается [2, с. 134]. Выявляется не только социальная, но и определенная личностная дезориентация. У одних преобладает идеализация прошлой жизни с ее системой отношений, что предопределяет "уход от решения проблем сегодняшнего дня". Для вторых характерно отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров, и их можно охарактеризовать как "живущих одним днем", они "пассивно дрейфуют" по жизни, не имея никаких целей и планов. Для третьих наблюдаемый защитный механизм - смещение, выражающееся в замене реальных проблем социально- психологического плана на необычный интерес к магическому объяснению происходящих событий. Знание национальных традиций и культуры может помочь предвидеть и вовремя предотвращать "невротизацию общества" и, наоборот, их игнорирование может приводить к непредсказуемым последствиям [2,c.12]. Все это не могло не отразиться на профессиональной сфере человека, которая для большинства людей является доминирующей и позволяющей удовлетворить целый спектр потребностей. Удовлетворенность от работы способствует поддержанию толерантности к стрессорам повседневной жизни и сохранению психоэмоционального здоровья [18,c.45].

Как отмечает В.А. Бодров, наиболее массовые исследования особенностей преодоления стресса проведены применительно к трудным ситуациям в пяти основных социальных областях: работа, брак, детско- родительские отношения, домашнее хозяйство и здоровье. В них установлено, что в разных социальных ролях используются совершенно различные стратегии преодоления. Помимо этого, изменения в российском обществе вызвали резкое усложнение сложившейся системы социальных ролей, появление новых социально-профессиональных ролей, возрастание противоречивости их компонентов, что в итоге привело к интенсификации конфликтов вообще, и ролевых в частности, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни человека.

Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества. Современный социальный и экономический кризис и трудности переходной эпохи усугубили и без того запутанную систему социально-психологических ролей, существенно трансформировав старые и добавив совершенно новые, нетрадиционные для советского общества роли. Это привело к резкому усложнению функционирования этих ролей, к усилению ролевой неоднозначности, возрастанию всевозможных противоречий между ролями и компонентами их структуры.

В отечественной и зарубежной психологии ролевой конфликт авторы относят к разряду стрессоров в повседневной работе человека (A.B. Карпов, 1. Джуэлл; R. Kahn, D. Katz, 1967; McGrath, 1976; Mohr & Udris, 1997; Udris & Frese, 1998), а также отмечается его влияние на биопсихосоциальное здоровье (В.А. Бодров, 2006; С.И. Ерина, 1986, 2000; A.B. Карпов, 1999). Психологический стресс и ролевой конфликт имеют общий признак, который их объединяет - если в первом случае между воздействующим стимулом и ответной реакцией включена психологическая переменная - оценка угрозы, то во втором случае PK запускается при определении ситуации как конфликтной. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов указывают на то, что и сам стресс негативно влияет на поведение человека в конфликтах, и настоятельно рекомендуют повышать стрессоустойчивость человека [7]. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури указали, что внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, а также со стрессом [22,c.105]. Ф.Е. Василюк указывал на то, что «не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации» [20,c.45].

McGrath (1976) классифицирует стрессоры следующим образом: физическая (шум, пыль и т.д.) и социальная среда (моббинг), ролевые условия (ролевой конфликт), признаки личности [6,c.174]. Udris (1991) в зависимости от потенциальных источников стресса выделяет сферы, из которых предъявляются повышенные требования: требования к рабочему месту (потенциальная его опасность, ненадежность, когнитивные нагрузки и т.д.), требования к когнитивной переработке (вариативность, коммуникация), общие жизненные требования (рабочая деятельность, социальные стрессоры, стрессоры свободного времени) [4]. Подобные взгляды разделяют также Semmer и Dunckel (1991) [5,c.56]. Mohr и Udris (1997), Udris и Frese (1998) дополняют этот перечень стрессорами в профессиональной карьере (процесс перестройки в работе), организационными стрессорами (нарушения хода работы), временными нарушениями (ночная и сменная работа), предвидением безработицы и ненадежностью рабочего места [8,c.179].

Antoni & Bungard (1989), Udris & Frese (1999) все теории стресса разделяют по трем группам: в первую попадает теория, центрированная на реакциях, - общий адаптационный синдром Г. Селье, во вторую - центрирующиеся на раздражителях Rohmert & Rutenfranz, в третью - когнитивные стресс-теории R. Lazarus (1980), трансакционная модель стресса McGrath; ролевая теория, ориентированная на модель стресса R. Kahn и коллег (ролевая двойственность, ролевой конфликт, ролевая перегрузка); модель рабочего напряжения Karasek (1979). R.A. Friedman, S.T. Tidd (2000) установили, что люди, испытывающие ролевой конфликт на работе, провоцируют стрессовые состояния для коллег [4, c.177]. Kossek, Ellen Ernst (1998) показали, что эмоциональное напряжение сильнее в том случае, если работа является препятствием для семейных отношений, нежели наоборот. Конфликт сильнее испытывают женщины, чем мужчины [169]. Mederer J. Helen (1993) выявил, что несправедливость при распределении домашних обязанностей и затрачиваемое время на них является предвестником для возникновения ролевого конфликта в системе работа - семья у женщин. Voydanoff, Patricia Donnelly, Brenda W. (1999) показали связь психологического истощения с совмещением множества ролей (роль работника, роль супруга, родительская роль и роль заботливого ребенка своих родителей). Их выводы основываются на уже существующих теориях о времени, в течение которого пребывает личность в той или иной роли, и субъективных реакциях на роли. Выборку составили родители детей 10-17 лет: для матерей время, проведенное в заботе о престарелых родителях, положительно отразилось на психологическом истощении, но для отцов статистически такие отношения не были значимыми. Ролевой конфликт связывают с низкой удовлетворенностью профессиональными достижениями и семейными отношениями [3, c.78].

A. D. Yousef (2000) выявил, что ролевой конфликт отрицательно влияет на удовлетворение от работы и на три составляющие ответной реакции: на аффективные, когнитивные отношения и поведенческие тенденции [11,c.45].

Cooper & Marshall (1976) выявили пять групп источников стресса "белых воротничков", одну из которых составляют факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег, и ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего он не желает делать; ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.).

В. Orendi (1980) отмечает, что стресс на работе фиксируется при взаимном влиянии рабочих условий и индивидуальных особенностей человека. Условия работы являются не только стрессорами, но и предпосылкой для повышения компетенции в преодолении сложных ситуаций [17,c.67].

К основным стрессорам в управленческой деятельности A.B. Карпов относит факторы информационной нагрузки, информационной неопределённости, ответственности, дефицита времени, межличностных конфликтов и ролевого конфликта. Р. Кан и Д. Кац рассматривали вопросы ролевого конфликта в теории организационного стресса. Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Н.Д. Левитов, J.W. Getzels, Е.С. Guba указывали на негативные последствия конфликта для личности в виде эмоционального напряжения и беспокойства, а также снижения эффективности выполнения роли.

Управленческий труд тем сильнее подвержен стрессу от ролевых и иных межперсональных воздействий, чем меньше физическая нагрузка, связанная с деятельностью. Наиболее развитые коммуникации и высокая ролевая конфликтность присущи людям, работающим на границе между отделами или между компаниями и внешним миром. Такая работа потенциально обладает максимальной стрессогенностью. Например, Cooper & Marshall установили, что у мастеров (высоко конфликтная должность) язвенная болезнь встречается в семь раз чаще, чем у рядовых рабочих [3,c.92]. Как отмечает A.B. Карпов [33,c.69], устойчивость к фрустрациям и стрессоустойчивость обеспечивают репертуар адекватных способов преодоления ситуаций фрустрации, а также средства психологической защиты. Фрустрационная устойчивость руководителя и его стрессоустойчивость тесно взаимосвязаны и представлены в деятельности в их интегральном проявлении.

Отрицательные последствия ролевого конфликта характеризуются снижением производственной и социальной эффективности деятельности, невротизацией личности руководящего работника, подверженностью психосоматическим заболеваниям, ранней инвалидизацией (С.И. Ерина), связью ролевого конфликта с «психическим выгоранием» (В.Е. Орел), риском ИБС, неустойчивостью артериального давления, изменением частоты пульса (French & Caplan). Установлена положительная связь между степенью ролевого конфликта и поведением типа А (М. Фридман, Р. Роузман) [4,c.78]. Cooper & Marshall отмечают, что индикаторы стресса, связанные с ролевой неопределенностью, могут проявляться в угнетенном состоянии, низком уровне самоуважения, неудовлетворенности жизнью, работой, низком уровне трудовой мотивации и намерении покинуть работу 8,c.92].

Таким образом, рассмотрение ролевого конфликта как источника стресса в профессиональной деятельности стало стимулом для выявления конструктивных стратегий, способов и механизмов разрешения ролевого конфликта в процессе реализации профессиональной роли, что представляется весьма актуальным в научно-практическом плане.