Адаптация детей-инвалидов в семье

контрольная работа

Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в Челябинской области

ЧОЦСЗ "Семья" совместно с ЧелГУ - Региональным центром образования инвалидов осуществляет "Программу социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Челябинской области". Данная программа предусматривает кроме медико-социальной реабилитации и социальную адаптацию детей инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, находящихся в стационарном отделении ЧОЦСЗ "Семья".

Одной из важнейших задач психолого-педагогической службы отделения социальной адаптации Центра "Семья" является выявление детей, отставших от сверстников, для оказания им своевременной помощи, предупреждения неуспеваемости, задержек в развитии. Оно диктуется необходимостью создания адекватных условий обучения и воспитания, поиском средств для преодоления ими трудностей в поведении и взаимоотношениях со средой.

Новизна проводимой работы в Центре заключается в своевременной психологической диагностике личности ребенка-инвалида, а затем последовательном наблюдении за поведением и склонностями ребенка в период его развития, личностно-ориентированном подходе, социальном патронаже с целью последующей интеграции ребенка в систему общественных отношений посредством получения образования в специализированных учреждениях.

Предполагается диагностика личностных, интеллектуальных и поведенческих особенностей и склонностей к определенным видам деятельности ребенка-инвалида с последующим наблюдением в среде обитания с помощью социального патронажа. Организации, таким образом, помощи в развитии и дальнейшем выборе жизненного пути, выборе профессии и учебного заведения. С этой целью предполагается сотрудничество с Региональным центром обучения инвалидов при факультете доступности образования ЧелГУ и другими образовательными учреждениями, занимающимися образованием данной категории населения.

В целом, в задачи отдела социальной адаптации входит следующее:

1. Необходимость отбора и апробации наиболее информативных методик для социальной адаптации детей, испытывающих трудности в обучении и взаимодействии со средой обитания.

2. Проведение динамического наблюдения за детьми в условиях стационарного отделения.

3. Создание индивидуальных медико-психолого-педагогических программ с учетом психических функций и психической деятельности каждого учащегося с последующим курированием их выполнения на местах.

4. Создание банка данных о детях-инвалидах, проживающих в Челябинской области.

5. Последовательное осуществление адаптационных и реабилитационных мероприятий в условиях Центра "Семья".

6. Осуществление патронажа семей детей инвалидов, проживающих на территории области с целью непрерывного отслеживания процесса социальной адаптации ребенка инвалида.

7. Профессионально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями, проходящих курс социальной реабилитации в Центре.

Особое значение данная деятельность приобретает с условием, что Центр "Семья" обслуживает малообеспеченные семьи.

Реализация вышеуказанных задач предполагает планирование следующего содержания деятельности специалистов ЧОЦСЗ "Семья":

1. Развитие диагностической работы: взаимодействие специалистов всех профилей для определения индивидуальной программы социальной адаптации ребенка - инвалида ; поиск новых подходов в составлении реабилитационной карты ребенка - инвалида ; наблюдение за динамикой адаптации ребенка - инвалида ; накопление методик адекватных возрасту детей , уровню социально-психологического состояния и здоровья.

Одним из решающих факторов, обуславливающих положение ребенка инвалида в семье и обществе является его индивидуальность. Поэтому в Центре "Семья" психологической службой осуществляется диагностика и развитие креативности детей-инвалидов. При этом используется ряд методик на измерение творчества, например, развития творческих способностей Торанса, а также игры, которые будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития креативности у детей, особенно одаренных.

Также проводится психогимнастика - это этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Цели курса психогимнастики: обучение детей выразительным движениям; тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам; формирование у детей моральных представлений; коррекция поведения с помощью ролевых игр; снижение эмоционального напряжения; тренировка психомоторных функций; обучение ауторелаксации.

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Следующее направление - исследование личностных особенностей детей (тест Кеттелла), акцентуаций характера детей (тест Акцентуации характера). На основе результатов теста Акцентуации характера определяется комплекс психолого-педагогических услуг детям-инвалидам, куда входят рекомендации по преодолению конфликтогенных ситуаций, характерных для данного ребенка и психотехнические упражнения. По результатам теста Кеттела за полгода 50% детей-инвалидов полны мрачных опасений и состояний тревожности.

Измеряется интеллект детей (тест Векслера) и проводится исследование мыслительных процессов с помощью учебного материала и коррекционных упражнений (ШТУР).

Используются проективные методики "Дом, дерево, человек", САТ, тест Роршаха. Методика "Дом, дерево, человек" проводится в начале и конце заезда с целью проверки эффективности психолого-педагогической реабилитации в отделении социальной адаптации по параметрам "конфликтность", "физическая агрессия", "неадекватность", "заниженная самооценка".

Следующая проективная методика - это тест САТ, который выявляет жизненно важные проблемы у детей-инвалидов: их отношения с родителями, братьями и сестрами, а также отношения агрессии, власти, страхов, страха одиночества, недостатка любви и т.д. Например, по результатам этого теста 80% обследованных за полгода детей имеют недостаток любви. В связи с этим специалистами центра проводится лекция с детьми старшего и среднего возраста "Психологическая категория любви как состояние сознания".

Диагностируются внутрисемейные отношения с точки зрения ребенка, здесь применяются методики кинетического рисунка семьи, Рене Жиля и т.д. По результатам диагностики "Кинетический рисунок семьи" обследуемой группы прослеживается желаемое эмоциональное благополучие в семье. Тем не менее, наблюдается низкая семейная сплоченность, 40% детей ощущают себя одинокими, отвергнутыми, 40% чувствуют себя несчастливыми, 20% ощущают страх наказания, власть, угрозу со стороны отца, 75% детей испытывают чувство соперничества с братом или сестрой. 10% ощущают травматические переживания по поводу семьи, 60% переживают депрессивное настроение и внутреннюю дисгармонию.

Психологической службой Центра проводится также профилактика, диагностика и коррекция нарушений психического развития детей с помощью комплекта предметного и картинного материала "Лилия". В комплект входят методики исследования наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления; вербально-логических форм мышления, речи, зрительного восприятия, счетных операций.

Кроме этого, осуществляется педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития по методике Карповой Г.А. и Артемьевой Т.П.

Проводятся тренинги "Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье". Эффективность занятий тренингами очевидна, т.к. детям-инвалидам нравится эта форма проведения занятий. После проведения тренинга они рисуют, с помощью рисунка диагностируется самооценка. Последняя, по результатам исследования рисунков, в начале и конце заезда значительно повышается.

2. Разработка социально-педагогических технологий, обеспечивающих повышение эффективности воспитательной работы в группах.

Социальные педагоги способствуют формированию навыков общественного существования и чувства соответствия и согласованности с окружающими у детей с ограниченными возможностями. Перед ними стоят задачи выявления интересов, склонностей, симпатий детей; внесения социально-психологического раздела в разработку индивидуальных программ медико-социальной реабилитации и социальной адаптации реабилитации; участие вместе со специалистами отдела в выполнении разработанных программ и в работе по составлению рекомендаций для родителей; развитие умений и желаний ребенка легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми и поддерживать позитивные отношения; всемерной рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, обучения сопереживанию близким, окружающим людям, понимания их; формирование осознания себя субъектом выбора, отвечающим за свое поведение и эмоции; ознакомления с законами, касающимися прав и обязанностей инвалидов.

В работе используются индивидуальная, групповая формы, консилиум, а также беседа, консультации, занятия, занятия-игры, игры-викторины, просмотр видеофильмов.

В течение всего заезда проводятся: индивидуальные собеседования с детьми и родителями; наблюдения за поведением детей в быту, в повседневной жизни, на занятиях специалистов отдела; индивидуальная коррекционная работа с проблемными детьми по преодолению отклонений в поведении, по повышению самооценки, коррекция ценностных ориентаций; работа с воспитателями по психолого-педагогической характеристике детей; занятия-игры с целью выяснения уровня познавательных интересов, навыков игрового взаимодействия; игры-викторины; работа по развитию познавательных интересов, навыков игрового взаимодействия; семинары по проблемам социальной адаптации детей - инвалидов ; медико-психолого-педагогические консилиумы; составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей ребенка - инвалида , а также для ЦСП территории, где ребенок проживает.

3. Проведение методических семинаров по проблемам социальной и профессиональной адаптации детей - инвалидов .

4. Апробация новых разработок на научно-практических конференциях.

5. Уточнение банка данных по детям-инвалидам, проживающих в семьях Челябинской области.

6. Набор детей-инвалидов в стационарное отделение.

7. Составление индивидуальных реабилитационных карт, предполагаю-щих разделы социальной в том числе и профессиональной адаптации.

8. Обеспечение взаимодействия с родителями и специалистами социальных учреждений области с целью курирования выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, проходившего реабилитацию в Центре "Семья".

9. Организация профессионально-трудового обучения осуществляется при учете неоднородности состава детей, применяя пути и средства, позволяющие построить обучение таким образом, чтобы все дети в силу их возраста, заболеваний и возможностей овладели программным материалом. Трудовое обучение и воспитание представляют собой систему, элементы которой дополняют и взаимно обуславливают друг друга. Это занятия трудотерапией, общественно полезным и производительным трудом, самообслуживание, кружковая работа (кулинарный, ИЗО). На занятиях трудотерапией решаются следующие задачи: привитие интересов к трудовой деятельности за счет профессиональной ориентации; первоначальная профессиональная подготовка по специальности швейное, столярное и сапожное дело; воспитание положительных качеств личности ребенка, таких как трудолюбие, настойчивость, упорство, умение работать в коллективе, уважение к людям труда; формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, активного творческого отношения к труду, умения планировать и организовывать свою работу.

Наряду с этим происходит коррекция умственной деятельности. Коррекционная работа выражается в формировании таких умений как ориентировка в задании (анализ объекта и условий труда), предварительное планирование хода работы над изделием, текущий и заключительный самоконтроль. Кроме того, труд способствует развитию ряда сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки), исправлению недостатков мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.

Программой предусмотрены различные виды труда: обучение шитью, вязанию, плетению, работа с бумагой, аппликация из бумаги и ткани, изготовление изделий из ниток, жгутов, тесьмы, лоскутов, кожи, плетение из бисера, работа с природным материалом, лепка из пластилина, теста, глины, составление композиций, применяя различные материалы, кулинария, работа с комнатными растениями и использование наборов "Альма".

На занятиях трудотерапией дети знакомятся с профессиями, свойствами различных материалов и их назначением, учатся пользоваться различными инструментами, знакомятся с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены.

Проводятся занятия трудотерапией в специально оборудованном кабинете, что способствует заинтересованности детей и желанию самим что-нибудь изготовить. Занятиям отводится первая половина дня, так как по своей структуре они сложные и требуют огромных усилий от детей.

Для того чтобы достичь положительных результатов, необходимо с первых занятий заинтересовать детей, применяя для этого различные методы (беседу, рассказ, инструктаж, вопросы, наблюдения, экскурсии, демонстрацию, рассматривание и анализ образцов изделий, иллюстраций, графические работы, упражнения, выполнение изделий), наглядные средства, литературу, игровые методы.

Большое значение придается исследованию предмета или изделия. Это помогает детям выделить в предметах или изделиях их признаки, осмыслить процесс изготовления, последовательность действия, прослеживать форму предмета и его частей, цвет, пространственные отношения, усвоению детьми основных свойств предметов и вырабатываются навыки самостоятельного анализа образца, а также появляется желание самим изготовить что-нибудь подобное.

Технические сведения сообщаются в различной форме:

- если детям они незнакомы, то планируется короткий рассказ с демонстрацией наглядного материала;

- частично знакомые сведения сообщаются в ходе вопросно-ответной беседы: сначала выясняется, что именно дети знают, затем добавляются новые данные;

- все обобщается и систематизируется.

Проводятся лабораторные работы, благодаря которым дети узнают некоторые свойства материалов, о назначении и применении инструментов и безопасной работы с ними, знакомятся с правилами гигиены и санитарии.

Опыт работы с детьми-инвалидами показывает, что на занятиях должна быть доверительная, спокойная обстановка. Необходимо создавать ситуации, которые бы побуждали детей обращаться к товарищу, советоваться друг с другом, брать недостающие материалы, обмениваться ими с другими детьми. Работа с бумагой, пластилином, природным материалом, тканью, уход за растениями способствуют укреплению мелких мышц рук, развитию зрительно-двигательной координации. Движения рук таких детей бывают неловкими, несогласованными, часто не выделяется ведущая рука. Эти дети порой не в состоянии действовать одновременно двумя руками, длительное время усваивают навыки работы, поэтому необходимо заниматься с ними в свободное от занятий и процедур время под контролем воспитателя, применяя игровые методы.

10. Обеспечение взаимодействия со специализированными учебными учреждениями, занимающимися профессиональной подготовкой инвалидов.

Планируются посещение детьми ПТУ и Регионального центра обучения инвалидов на базе факультета доступности образования ЧелГУ. Информирование родителей подростков-инвалидов, проходящих курс социальной реабилитации в Центре о возможных путях получения их детьми образования и профессии. Приглашение специалистов специализированных учебных заведений с целью проведения мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов.

11. Разработка методических рекомендаций по социально-эстетическому воспитанию детей-инвалидов. Отработка методик социальной адаптации детей через систему культурно-развлекательных мероприятий.

Дети с ограниченными возможностями, приезжающие в отделение социальной адаптации Центра " Семья " чрезвычайно разные: некоторые избалованы вниманием и гиперопекой родителей, привыкшие получать все по первому требованию, робкие дети с явным комплексом неполноценности, неуверенные в себе, настороженные, им со стороны взрослых уделялось недостаточно внимания.

Детям с ограниченными возможностями для успешной адаптации в большей степени нежели здоровым необходимы положительные эмоции. Смена впечатлений и деятельности, а также встреча с искусством являются основным источником их получения. Более того, это позволяет ребенку отойти от своих проблем, связанных со здоровьем.

В первую очередь происходит знакомство детей с творчеством самодеятельных школьных коллективов, училища для детей-инвалидов, специализированных интернатов. Посетив спектакли, концертные программы, дети высказывают свое мнение по поводу увиденного и решают для себя могут ли они сами участвовать в таких мероприятиях. Посещение детской студии эстрадного танца "Данко" предусматривает не только просмотр концертной программы, но и дает возможность детям попробовать себя в танце, повторить простые танцевальные движения. Такой момент помогает ребенку с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее, избавиться от комплекса неполноценности, просто испытать радостные чувства.

Одна из форм работы с детьми по развитию эстетического вкуса - это посещение спектаклей Драматического театра, Театра оперы и балета, Театра для детей и юношества и других. Для многих детей это впервые. Вот как сами ребята отзываются об увиденном: "Мне кажется, что театр помогает увидеть в себе нечто возвышенное, красивое", Танзеля К. (13 лет); "Театр делает жизнь более приятной" - Ваня З. (11 лет); "Я впервые увидела столько красивых и счастливых людей" - Оля М. (12 лет); "Театр - толчок художественного развития души" - Лариса Н. (14 лет).

Посещение цирка, выставок, концертов расширяет кругозор воспитанников, их круг общения, учит ребят культуре поведения, помогает проблемным детям адаптироваться в коллективе. И, если в первые дни предложение посетить картинную галерею или театр подчас вызывает у детей отрицательную реакцию, то к концу пребывания ребята высказывают желание встретиться с прекрасным.

Организуются экскурсии в зоопарк, аквариум, так как общение с животными способствует раскрытию лучших душевных качеств ребенка.

Следующим этапом в процессе социальной адаптации путем эстетического воспитания является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности. Ребенок, начав ощущать себя личностью, включается в креативный процесс через участие в конкурсно-игровых и познавательных программах, проводимых в Центре. Для снятия "социальной робости" (ощущения изоляции, отверженности) наиболее эффективной формой является игра. Главная задача игры - создание новой безопасной обстановки группового взаимодействия с учетом интересов каждого ребенка. Именно поэтому первым коллективным мероприятием становится программа "Разрешите с Вами познакомиться", к участию в которой привлекаются все дети, при этом они выполняют роли и участника и зрителя. Тем самым снимается напряжение, ребенок, несмотря на физический недостаток, ощущает себя необходимым в коллективе.

Для преодоления комплекса неполноценности и ощущения своей значимости детям предлагается принять активное участие в подготовке музыкальной шоу-программы "Парад песен". Это мероприятие для Центра стало традиционным. Перед детьми ставятся конкретные задачи: участвовать в программе должен каждый; песню ребята выбирают сами, учитывая желания каждого; костюмы шьются и готовятся самими детьми.

Участвуя в "Параде песен", ребенок раскрывает свой внутренний мир, ведь известно, что костюм и образ, выбранный исполнителем отражает взгляд человека на себя. Так, например, замкнутый малообщительный Эльдар З., прекрасно справился с ролью самоуверенного и напористого деревенского ухажера. После этого повысился статус данного ребенка в коллективе.

Заключительное мероприятие каждого заезда - театрализованная программа "Джентельмен-шоу". Исполняя драматические роли джентельменов, мальчики раскрывали особенности своего характера. Участие в "Джентельмен-шоу" показало, что к концу заезда дети научились достигать поставленной цели путем коллективной деятельности.

На наш взгляд в таких игровых программах, ролевых играх, давая ребенку определенную роль, не свойственную ему в жизни, специалисты корректируют самооценку воспитанника, дают возможность раскрыть ему свой творческий потенциал.

В заключении хотелось бы сделать следующий вывод. Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность являются важной составной частью социальной адаптации ребенка - инвалида и:

- дают возможность ребенку войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;

- включиться в творческую деятельность, обнаружить и развивать свои способности;

- расширить кругозор и обогатить свой нравственный опыт;

- проявлять инициативу и учиться культуре поведения в обществе;

- в конечном счете почувствовать себя необходимым членом общества и, тем самым, вступить на путь независимой жизни.

12. Организация заседаний медико-психолого-педагогического консилиума, который обеспечивает комплексное решение проблемы социальной и профессиональной адаптации ребенка - инвалида с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Делись добром ;)