logo
Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона

Вывод

С понятием «адаптация» и «самоадаптация» тесно связано такое явление как социализация. Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении деятельности. Адаптация является этапом социализации личности, ее части. Другие рассматривают адптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества.

«Нам представляется, что выработка полноценного научного определения социально - психической адаптации личности - пишет А.Налчанджан, - возможна только на основе онтогенетической социализации, если определение этого понятия, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально - психической зрелости. Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Самое непосредственное отношение к проблеме социальной адоптации ребенка имеет и теория развития личности Э.Эриксона, который выделил восемь основных этапов в онтогенезе личности ребенка , основой которой является ее идентичность и цельность. Эти этпы представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течении всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качества, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. В качестве ведущего детерминанта такого процесса выступает семья. Семья может быть и должна быть ближайшим и благожелательными помощниками детей в сложном и жизненно важном для них процесса адаптации. (5, стр. 3 -5). Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность ,дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например , работам Д.Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального конструирования, в сфере образования и социальной работы. ( 6, стр. 83)

Библиография

1. Педагогика и практическая психология. Пособия для предподавателей высших и средних специальных учебных заведений/ Басова Н.В., Феникс, - Ростов н/Д, - 2000.

2. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Мухина В.С/ Под редакцией Л.А.Венгера, - 2 издание переработанное и дополненное, - М., Просвещение, -1985.

3. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю., - М., Издательский центр «Академия», - 2003.

4. Практикум по общей психологии. Учебное пособие / Под редакцией Романова К.М., - 2- е изд, стер. - М., , Издательство Московского психолого - социального института, - Воронеж, Издательство НРО «МОДЕК», - 2002.

5. Педагогика и психология. Учебное пособие/ Проскурякова Ю.С., Белкина В.Н, Просвещение, - М., - 1998.

6. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. Учебник для студентов ВУЗов/ Шаповаленко И.В, - М., Гардарики, - 2007.

Словарь

Психология - наука о душе.

Адаптация психическая - психические явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношении со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.

2) оптимизация отношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения - родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.

Адаптированость - уровень фактического приспособления к жизни, взаимодействия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен и адоптирован или дисгармоничен и дезадоптирован.

Самоадаптация - умение человека самостоятельно приспособится к изменившимся жизненным условиям для удовлетворенности собой и гармоничности.

Адаптация - от латинского adapto - ghbcgjcj, приспособлятся - определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды.

Социальная адаптация - это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.

Адаптативность образовательной среды - способность образовательной среды устанавливаеть соответствия между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала.

Социальная адаптация - постоянный интерес активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодом кардинальных измененений деятельности индивида и его окружения. С понятием «адаптация» тесно связано такое явление как социализация.

Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общей деятельности.

Твореческий стиль - когда человек старается активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспособливаясь сам - самоадоптация.

Комфортный стиль - когда человек простопривыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.

Избегающий стиль - когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливатся к ним.

Личностная идентичность - набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».

Эго - идентичность - это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

Групповая идентичность - это чувство принадлежности к данной социальной жизни.

Эго - идентичность и групповая идентичность формируются пожизненно и согласованно. Приобретение эго - идентичности, становление Я - концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании. Один из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает;

Ритуализацию - повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни.

Кризис - это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, несправившимся с решением конфликта.

Надежда - ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) - это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие» (эго - идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация импровизацией - нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение.

Идеалогический аспект - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.

Идеология - это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры

Верность - способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Интимность - достижение близости как многоплановый процесс, но главное при этом - поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Любовь - напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботится о нем быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить - одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток в любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.

Любовь к детям .

3) Положительное эмоциональное отношение к ним: специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;

Одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность.

Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочится в жизни и выбрать верное направление

Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти.