logo
Склонность к проявлению агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением и подростков, занимающихся творческой деятельностью

2.1 Описание методик исследования

2.1.1 Методика склонности к агрессивному поведению «Hand-Тест»

Тест руки Вагнера (Hand Test)

Шкалы: агрессия, указание, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание

Цель методики: Тест руки Вагнера предназначен для диагностики проявлений агрессивного поведения. Задача теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара, драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение учебных принадлежностей и мебели и т. д.

Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей ( Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру).

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Объект исследования: Подростки от 14 до 16 лет, в количестве 20 человек.

Исследования проводились на базе МОУ Открытая сменная общеобразовательная школа №3 г. Красноярск (подростки с отклоняющимися формами поведения), а также на базе МОУ Гимназия «Универс» г. Красноярск (подростки, участвующие в творческой деятельности). Количество испытуемых составляло 20 подростков (8 классы) и 20 родителей.

Подростки, учащиеся в ОСОШ №3 (8 класс) и состоящие на учете в комнате милиции составили выборку, которую мы условно назвали «девианты», их количество составило 10 человек. Подростки, обучающиеся в гимназии «Универс» (8 классы) и занимающиеся творческой деятельностью составили выборку под названием «творческие», их количество составило 10 человек. Названия группам были даны условно, с целью различения данных и сравнения групп, и не несли никакой смысловой нагрузки.

В группу «девианты» вошли подростки, состоящие на учете в комнате милиции (за хулиганские действия, кражи и мелкий грабеж, драки со сверстниками) являются пациентами Психоневрологического диспансера)). Все они переведены из других школ за систематические прогулы, оскорбление учителей, не успеваемость по школьной программе.

Подростки, вошедшие в группу «творческие», учатся в 9 классе, на заметку в милицию никогда не попадали, из школ не отчислялись. Творческая группа подростков принимает участие в танцевальном коллективе «Енисеюшка», организованном на базе общеобразовательной школы, участники коллектива систематически участвуют а конкурсах городского и краевого масштаба, ни однократно завоёвывали призовые места.

Исследование проводилось с каждой группой отдельно.

* Стимульный материал - стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения , при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

* Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

* При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.

* Держать рисунок-карточку можно в любом положении.

* Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.

* Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.

* Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.