logo
Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей

1.1 Влияние музыки на человека с точки зрения философов Античности

Внимание к музыке, её влияние на развитие человека имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают её с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тысяч лет назад наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах.

По мнению ученых-нейробиологов и психологов тяга к музыке имеет врождённую природу. Младенцы, еще только находясь в процессе адаптации к окружающей среде, поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов). Во взрослом возрасте при прослушивании каких-либо произведений классической музыки, в головном мозге активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы, занятий сексом или приёма наркотиков.

У многих возникает вопрос - почему же музыка столь значима для человека и имеет над ним такую власть? Однозначного ответа на этот вопрос у ученых пока нет. Однако в последние годы начали появляться некоторые данные о том, в каких отделах и участках головного мозга и каким образом происходит переработка музыкальной информации. Изучение пациентов с черепно-мозговыми травмами и исследование здоровых людей современными методами нейровизуализации привели учёных к выводу о том, в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В её переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Наше ухо располагает наименьшим количеством сенсорных клеток по сравнению с другими органами чувств: во внутреннем ухе находится всего 3, 5 тысячи волосковых клеток, а в глазу -- 100 миллионов фоторецепторов. Но наши психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью, т. к. даже кратковременное обучение способно изменить характер переработки мозгом «музыкальных входов».

Как известно, человек воспринимает звуки с помощью сложноорганизованной структуры - слухового аппарата. Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, передает вибрации в улитку, изменяя давление заполняющей её жидкости.

В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определённую частоту колебаний жидкости.

Переработка головным мозгом музыки основана на иерархическом и пространственном принципах. Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты тона). Под влиянием опыта первичная слуховая кора может перенастраиваться -- в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью к важным для человека звукам и музыкальным тонам, что влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма) Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб., изд-во «Питер». 2011. 496 с. - С. 121..

Когда музыкант играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает.

О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.

В культурах практически всех стран мира можно найти упоминания об использовании музыки в терапевтических целях для улучшения состояния психики человека. Врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для излечения. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах.

Уже в работах древнегреческого философа Пифагора можно найти описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была -- способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности -- пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого Аристотель. Сочинения. В 4-х томах. Том 4. - М.: Мысль, 1983. 779 с. - С. 257. . От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. По свидетельству одного из продолжателей философа -- Ямвлиха, автора трактата «О пифагоровской жизни», Пифагор говорил о воспитании при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Том 7. - М., Искусство. 1988. 482 с. - С. 302.. И действительно, больше всего требует упоминания то, что он предписал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смещение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде: скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих (недостатков) к добродетели при помощи подходящих мелодий, как бы при помощи каких-то спасительных целебных составов. И когда его ученики отходили вечером ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения.

Пифагор также полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание.

Другой философ - Платон - полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения кранов, чем отход от музыки стыдливой и скромной. Через «распущенные лады» в душе слушателей может проникнуть постыдное, а чудовищное - через лады слишком суровые. Ритмы и лады, считал Платон, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим. Поэтому лучшая охрана государства -- музыка «стеленная и слаженная», скромная и простая, а не «женственная или дикая». Платон и его последователи считали, что допустимы только те музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня общественных требований и осознать «как свой собственный мир внутреннее единство полисной общины» Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. Том 3. - М., 1971. С. 254. .

Задача музыкального воспитания по Платону заключалась в гармонизации индивида с общественной жизни. В «Тимее» он отмечает: «…Гармонию, пути которой сродни круговращению души, музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия -- хотя в нем только и видят нынче толк, -- но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой. Равным образом, дабы побороть неумеренность и недостаток изящества, которые выступают в поведении большинства из нас, мы из тех же рук и с той же целью получили ритм». Музыка наслаждения, по мнению Платона, расшатывала связь индивида и общества, а это служило началом нравственного и физического упадка, приводящего к разного рода болезням.

Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе -- представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была представлена концепция катарсиса -- очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства, отражающих мир человеческих характеров и страстей и потрясающих своей правдой и красотой. Анализ музыкального переживания, предложенный Аристотелем в «Политике», указывает, что такое очищение «подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства -- следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества» Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. - 830 с. - С. 38-57. . Следует отметить, что такая стратегия нормализации пошатнувшегося душевного равновесия по существу не изменилась и вплоть до настоящего времени находит свое отражение практически во всех известные психотерапевтические школы и направления.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: «…музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у вас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийскго лада, то он действует на нас возбуждающим образом» Аристотель. Указ. сочинение. С. 38..

С точки зрения Аристотеля, для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад, которому «свойственна наибольшая стойкость» и который «отличается по преимуществу мужественным характером». Вслед за Платоном Аристотель запрещал использование в музыкальном воспитании авлоса -- музыкального инструмента типа флейты, поскольку этот инструмент мог склонять слушателей к необузданности и, следовательно, вредно воздействовал на нравы.

По преданиям, суровый царь лакедемонян Ликург одобрял и даже сам сочинял музыку, и его войска никогда не шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звуками воинских труб и дудок.

Помимо благотворного влияния музыкальных ритмов различных темпов и ритмов еще в античные времена отмечалось положительное влияние музыкальных произведений на общее состояние организма человека, что широко использовалось в практике врачевателей тех времен. Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.

При лечении тарантизма (укуса пауком-тарантулом) эффективным средством у итальянцев считались музыка и танец. Больные в бешеном темпе танцевали до полного изнеможения танец под названием «Тарантелла», твердо веря, что яд останется в теле до тех пор, пока он весь не «вытанцуется».

Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головной боли лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.