1.5 «Я - концепция»
Должно подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.
Ранее подмечено в предыдущих главах, в упрощенном виде критичность это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением. Потребно отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна, и ей посвящена отдельная глава. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека.
- Введение
- 1. Понятие о сознании
- 1.1 Сознание как высший уровень психического отражения
- 1.2 Саморегуляция
- 1.3 Активность и интенциональность сознания
- 1.4 Ценностные ориентации и мотивация
- 1.5 «Я - концепция»
- 2. Культурно-историческая концепция развития психики
- 2.1 Понятие о высших психических функциях
- 2.2 Интериоризация
- 2.3 Концепция А.Н. Леонтьева
- 3. Самосознание: сущность и становление
- 3.1 Самосознание и саморегуляция
- 3.2 Самосознание и самооценка
- 3.3 Саморефлексия
- 3.4 Уровень притязаний личности
- Заключение
- Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
- Сознание и самосознание
- Сознание и самосознание
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- 6. Сознание и самосознание.
- 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
- 6. Сознание, самосознание, бессознательное
- Структура сознания. Сознание и самосознание.