logo
Социальная работа с подростками, испытывающими трудности в общении

1.2 Типология агрессии в подростковом возрасте

Рассмотрим различные типы агрессии, проявляющиеся в подростковом возрасте.

Агрессия при гиперактивности

Проявляется в виде приставаний к другим подросткам, бессмысленных драк, неадекватных реакций вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т. д.

Агрессия лидерства

Этот тип агрессии характеризуется эгоцентричным стремлением подростка к лидерству и власти (и несогласия с ролью "второго плана"), соперничеством, попытками подавить соперника (включая порой и преподавателей и родителей), вызывающим поведением, нарушением дисциплины.

Агрессия демонстративности

Подросток постоянно делает попытки привлечь к себе внимание, причем любой ценой, включая агрессивные выходки.

Агрессия мести

Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это - способ восстановления справедливости, желание защитить себя от "врагов".

Агрессия страха

Страхи заставляют подростка "быть во всеоружии", т. е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер.

Агрессия тревоги

Она направляется внутрь ("на тревогу") и проявляется, например, в переедании, излишнем употреблении сладостей, в пустой трате времени у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть и заглушить тревогу). Иногда агрессия направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, передаче слухов, недовольстве "всеми и вся". Агрессия не выражается прямо, а направляется в пространство, вызывая ответное раздражение (т. е. агрессию) у окружающих.

Агрессия вины

Чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что - то изменить). Агрессия может быть направлена и внутрь - на самого себя: "я - плохой", "я - виновен", "я должен быть наказан". Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или саморазрушающего поведения.

Агрессия низкой самооценки

Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издевок по отношению к подростку.

Агрессия завышенной самооценки

Подростки с завышенной самооценкой высокомерны, уверены в своей значимости, избранности, "гениальности". При этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают, к ним несправедливо относятся. Такие подростки могут быть чрезвычайно агрессивными, даже приходить в ярость в ситуации, когда их "гениальность" подвергается сомнению. Они порой испытывают удовольствие, унижая тех, кто слабее [13, стр. 7-12].

1.3 Специфика работы специалиста по социальной работе с подростками

Социальная работа с подростками имеет свою специфику. Во многих странах мира, включая Россию, долгое время социальная работа с детьми и подростками была направлена на социализацию и развитие, поэтому в ней преобладали профилактика и социально-педагогическое сопровождение. Причем социальная работа с подростками не ограничивалась, только детьми "группы риска", под ее влияние попадали подростки из неблагополучных семей.

В Российской Федерации с начала внедрения рыночной экономики социальные программы были свернуты, безработица, общий экономический

спад отразился на положение детей и подростков в Российской Федерации [25, стр. 265-266].

Новые тенденции в российской экономике и развитии общества поставили новые задачи, что нашло отражение в новом Федеральном законе №122 от 22 августа 2004 г., в Президентских программах и стратегиях Министерства здравоохранения и социального развития на 2006-2008 гг.

Новый Федеральный закон подтвердил наличие сложившихся учреждений и предприятий социального обслуживания, где отдельными пунктами выделены учреждения для детей и подростков.

Так, в соответствии со статьей 17 данного закона к таким учреждениям относятся:

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальные приюты для детей и подростков;

стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

Среди стратегий социальной поддержки института детства определены конкретные планы, сориентированные на:

развитие информационной системы раннего выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

развитие технологий социального патроната и профессионального индивидуального сопровождения семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

совершенствование механизма межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [25, стр. 268].

Наиболее эффективной формой работы с подростками является групповая работа.

Групповая социальная работа, с одной стороны, строится по тем же технологическим схемам, которые присущи данной технике работы с клиентом, с другой - исходя из специфики субъектов. В данном виде деятельности учитываются возрастные, коммуникативные, ценностные ориентации, жизненный опыт подростков [25; стр. 277].

Принципы организации группы имеют отличие. Так, в социальной работе с группой подростков работа начинается с индивидуального интервьюирования, где социальный работник предварительно определяет роль и место подростка в процессе будущего группового взаимодействия.

При этом важны следующие характеристики группы:

· назначение группы;

· степень сходства членов некоторой совокупности между собой;

· возрастные и половые характеристики членов группы;

· "уровень взрослости";

· типология проблемных ситуаций;

· лидерство в группе.

Эффективности в групповой работе с подростками, как считают специалисты, возможно добиться только при соблюдении определенных правил, к которым подростки должны подойти осознанно. Первые встречи с подростками, как правило, посвящены выработке правил взаимоотношений, причем подростки сами вовлекаются в данный процесс. Такими типичными правилами поведения подростков в группе являются:

· Слушать говорящего члена группы (когда говорит один член группы, остальные слушают);

· Относиться с уважением друг к другу (нельзя в группе издеваться над другими и обзываться);

· Конфиденциальность ("вне группы можно говорить о том, что было сказано тобой или руководителем группы, нельзя говорить о том, что сказано другими") [25, стр. 276-280].

Основными индивидуальными методами социальной работы с подростками являются: терапевтическая работа, консультативная работа, работа по профилактике и социальной реабилитации.

Основными задачами специалиста по социальной работе являются:

· индивидуальная работа;

· групповая работа;

· консультативная работа с родителями;

· обработка, анализ, обобщение результатов деятельности и интерпретация полученных данных.

Специалист по социальной работе должен обладать специальными навыками и знаниями, которые необходимы для решения целей и задач. К таким можно отнести:

· системный анализ ситуаций и проблем;

· формирование оценки ситуации на основе био-психосоциальных факторов;

· учет этнического многообразия и его влияние на социализацию подростков;

· установление и развитие отношений с родителями;

· помощь всем сторонам в формулировке особых целей и задач, касающихся потребностей подростков;

· осуществление взаимодействия между семейными системами и общественными ресурсами.

Специализированные навыки, которыми должен обладать специалист по социальной работе:

· понимание, что такое специальное образование, и знание связанных с ним законодательных прав;

· знания в области прав детей и родителей;

· умение работать в команде, уметь эффективно общаться с профессионалами;

· понимать влияние физического, сексуального и эмоционального насилия над детьми и знать, как реагировать, когда ребенок находится в состоянии данной травматической ситуации;

· уметь обеспечивать терапевтическую помощь подросткам и семьям в ситуации "один на один";

· уметь применять кризисные интерпретации, учитывая, когда необходимо привлекать агентства и общественные организации.

Кроме профессионального мастерства специалист по социальной работе обладает правами, должностными обязанностями, выполняет определенные функции и имеет свое место работы. Должностные обязанности специалиста по социальной работе сложны и многообразны. Он осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности.

Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи, формы, методы, социально педагогической, социально психологической работы, способы решения личных и социальных проблем [28, стр. 272].

Организует различные виды социально ценной деятельности детей и подростков.

Так же специалист по социальной работе, оказывая социальную помощь подростку, реализует при этом следующие функции:

- воспитательную (ставиться задача полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности);

- организаторскую (организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга);

- предупредительно - профилактическую и социально - терапевтическую (специалист по социальной работе предусматривает предупреждение и преодоление негативных влияний, оказывает помощь в период их социального и профессионального определения);

- организационно-коммуникативную (способствует включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в социальную работу);

- охранно-защитную (использует весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов подростка).

Итак, специалисты по социальной работе как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений социального обслуживания, образования, культуры, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя при этом свои функции во взаимосвязи с семьей и личностью.

Выводы по 1 главе

Анализ отечественной литературы по исследуемой проблеме позволил сделать следующие выводы:

В подростковом возрасте особое положение начинает занимать общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски компании, конфликты, выяснения отношений и пр.)

Мы выявили, что на становление межличностных отношений в подростковом возрасте оказывает влияние ряд факторов таких как: среда, в которой находится подросток, стиль общения, принятый как в детско-родительских отношениях, так и между самими родителями.

Существенной социально-психологической особенностью этого возраста является проявление агрессии, которое приводит к повышению уровня тревожности у подростков, неадекватному поведению, заниженной самооценки и влияет на процесс общения.

Ученые-исследователи выделяют различные типы агрессии, такие как: агрессия лидерства, демонстративности, мести, страха, агрессия тревоги, вины и другие. Тип проявления агрессии определяется поведением подростка в зависимости от ситуации, в которой он находится.

Социальная работа с подростками имеет свою специфику. Наиболее эффективной формой работы с подростками является групповая работа.

Основными индивидуальными методами социальной работы с подростками являются: консультативная и психокоррекционная работа, работа по профилактике и социальной реабилитации.

Специалист по социальной работе должен владеть профессиональными знаниями по педагогике и психологии, знать физиологию развития подростка, методики воспитательной работы.

Эти знания необходимы для изучения подростка, анализа его поступков и поведения, особенностей его общения, совместимости его в группе сверстников и для осуществления коррекционной работы с подростками.

Глава 2. Исследование факторов, влияющих на коммуникативный процесс у подростков

2.1 Диагностика социально-психологических особенностей подростков с трудностями в общении (тревожность, агрессия, самооценка)

Базой исследования является Бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района", отделение психолого-педагогической помощи семье и детям. Группа подростков от 14-17 лет, в количестве 17 человек.

Методы исследования - беседа, наблюдение, методика самооценки личности Б. Будасси; методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; методика "Идеальный собеседник" на выявление качеств личности.

Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т.д. Личностные опросники позволяют получить информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных установок.

Диагностика тревожности у подростков.

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревог, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и

личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как взаимодействия личности и ее окружения [21, стр. 407].

Для выявления уровня тревожности у подростков была использована методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора).

Опросник состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Перед началом тестирования участникам было предложено ознакомиться с инструкцией (см. Приложение 1).

По полученным результатам сделаны выводы и составлена диаграмма (рис. 1).

Рис. 3 Процентное соотношение уровня тревожности у подростков.

В результате опроса группы подростков - 17 человек (100%), мы выявили три уровня тревожности: низкий (18%); средний (29%); высокий (53%) Таким образом, полученные данные указывают на то, что у обследуемых подростков преобладает высокий уровень тревожности (53%), на втором месте средний уровень тревожности (29%).

Повышенный уровень тревожности у подростков свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе, что является существенной причиной затруднения в общении

Диагностика самооценки у подростков.

Самооценка - главная составляющая часть любой личности. От ее уровня зависит место, которое занимает индивид в социуме. Для подростка это, прежде всего самоутверждение среди сверстников и взрослых, самовыражение, самореализация в группе, доверие и взаимопонимание со сверстниками.

Рис. 2 Процентное соотношение уровня самооценки у подростков.

В результате тестирования подростков, принимавших участие в исследовании мы выявили три уровня самооценки: низкий (47% обследуемых); средний (29%); высокий (24%) (см. Рис. 2). Полученные данные свидетельствуют о том, что у большей части обследуемых подростков самооценка низкая и заниженная. Это одна из причин избегания трудностей, боязни неудач.

Таким образом, обследуемые подростки сталкиваются с проблемами в общении не только с взрослыми, но и с друзьями и сверстниками.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого

Анализ результатов данной методики показал, что у обследуемых подростков преобладает средний уровень агрессивности (53%). Низкий уровень выявлен у 29% испытуемых. У 18% подростков высокий уровень агрессивности (см. Рис. 3).

Рис. 3 Процентное соотношение уровня агрессии у подростков.