logo
Сравнительная характеристика адаптационного процесса студентов-гуманитариев и студентов естественно-научного направления

1.3 Понятие и виды адаптации

Адаптация - это процесс взаимодействия личности со средой, который разворачивается в виде поисковой (интеллектуальной) активности, способствующей преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. /2. 1/.

Иными словами, адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоения, такого их взаимодействия и взаимоприспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. /18. 90/.

Мы же под адаптацией понимаем продукт саморегуляции, направленной на достижение оптимума эффективности жизнедеятельности, на обеспечение личностного развития или, как минимум, на сохранение целостности личности.

В функции адаптации выделяется три самостоятельных элемента:

1. Собственно психологическая адаптация - формирование психологически комфортного состояния индивида в процессе учебы. Психологическая адаптированность - это эмоциональная составляющая комплексного понятия адаптированности. Ее содержание заключается в субъективном ощущении эмоционального комфорта в социуме, где находится субъект. Психологическая адаптированность проявляется в ощущении эмоциональной близости с социальной группой, в данном случае со студенческой группой, факультетом и университетом вообще. Одним из психологических показателей уровня адаптированности является способность личности реалистично оценивать свои слабые и сильные стороны в контексте тех или иных возможностей, предоставляемых средой. Однако если среда воспринимается студентом как неблагоприятная для оценки сторон своей личности и реализации целей, то можно говорить о возможности неуспешной адаптации студентов-первокурсников.

Наблюдается выраженная зависимость между уровнем психологической адаптации и количеством свободного времени, проводимого в университете. Следовательно, возможность проведения досуга в АмГУ является одним из факторов психологической адаптации. Наличие положительных эмоций, связанных с пребыванием в университете, независимо от вида деятельности формирует общее психологическое состояние и отношение. Человек чувствует себя способным к различным видам деятельности, стремится совершенствоваться, если общий эмоциональный фон положительный

2. Собственно-социальная (нормативная) адаптация как принятие норм и ценностей социальной организации университета и института студенчества Освоение социальной роли студента, возможно только при принятии им соответствующей социальной позиции, т.е. интеграции нормативов поведения, свойственных для студентов университета, и принятии соответствующих ценностей. Если человек не разделяет или не понимает установленных в микросоциуме правил, то его жизнедеятельность затрудняется, адаптация нарушается.. Такой студент, скорее всего, будет часто пропускать занятия и стараться как можно меньше времени проводить в университете или конфронтировать с другими участниками учебного процесса.

3. Социально-психологическая адаптация (адаптация к одногрупникам, другим студентам университета, преподавателям. представителям администрации). Социально-психологическая адаптация - это адаптация к университету, факультету как особому социуму. О социально-психологической адаптированности свидетельствует переживание удовлетворенности в связи со своей принадлежностью к этому социуму.

Одна из важнейших потребностей человека - потребность в принадлежности к группе, для человека важно быть сопричастным жизни группы. Все люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими. При изменении социального окружения, например, поступление в университет, групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет более остро чувствовать одиночество, отсутствие дружбы и отверженность, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Особенно болезненно может протекать процесс адаптации у студентов, которые учатся далеко от дома.

Косвенным показателем и одновременно условием социально-психологической адаптации является количество времени, проводимое в университете. Общее количество времени включает время учебных занятий, самостоятельной работы в библиотеке. лабораториях, консультации преподавателей а также досуг (свободное время). В каждом виде учебной работы (или досуга) первокурсник осваивает определенные социальные роли. Таким образом, чем больше времени студент проводит в университете, тем выше уровень его социально-психологической адаптации.

Критерии успешной адаптации.

1. Критерием собственно-социальной (нормативной) адаптации является наличие социальной позиции, определяемой системой норм и правил, с одной стороны и социальными ролями - с другой. Усвоение норм и ценностей, соответствующих социальным ожиданиям от роли студента университета, облегчает учащемуся его взаимодействие с одногруппниками, преподавателями, администрацией и др., является объективным показателем социальной адаптированности. Освоение социальной роли студента, возможно только при интеграции нормативов поведения, свойственных для студентов университета, и принятии соответствующих ценностей. Если человек не разделяет или не понимает установленных в микросоциуме правил, то его жизнедеятельность затрудняется, адаптация нарушается. Если индивидуум приходит в организацию и не отождествляет себя с той учебной группой, в которой оказался, не принимает нормы и правила группы, то он так и останется посторонним, и будет окружен атмосферой враждебности или, по меньшей мере, безразличия, его отношения с другими членами организации не будут приятными, его, вероятно, будут критиковать и сторониться. Немногие в состоянии долго выносить столь неприятное положение и, в конце концов, как почти всегда случается, такой человек покидает организацию.

2. Критерием социально-психологической адаптации является общая установка к факультету, специальности, степень идентификации, отождествления индивида с социумом, способность чувствовать свое тождество с группой и сопричастность ее жизни. Она выражается в положительной оценке группы, факультета, университета, переживании удовлетворенности в связи с выбранной специальностью, ВУЗом, процессом обучения. Одна из важнейших потребностей человека - потребность в принадлежности к группе, для каждого важно быть сопричастным жизни группы. Все люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими. При изменении социального окружения, например, поступление в университет, групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, отсутствие дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Особенно болезненно может протекать процесс адаптации у студентов, которые учатся далеко от дома.

3. Критерием собственно психологической адаптации является переживание комфорта, наличие положительных эмоций связанных с пребыванием в университете. Человек чувствует себя способным к какого-то рода деятельности, стремиться совершенствоваться в ней, если она сопровождается положительно окрашенными эмоциями. /14. 7/

Можно выделить три стадии процесса адаптации: первая стадия - автономизация - характеризуется тем, что первокурсник противопоставляет себя среде. Вторая стадия - идентификация - подразумевает включение «вчерашнего школьника» в систему окружающей студенческой среды. Третья стадия - интеграция - достигается тогда, когда студент ощущает себя элементом системы образовательного пространства ВУЗа. /2. 1/.

В зависимости от уровня адаптации выделяют три группы студентов:

1. Дезадаптированные: студенты часто пропускают занятия без уважительной причины, проявляют отрицательное отношение к системе обучения в ВУЗе, часто не успевают по многим учебным дисциплинам; многие из них учатся только для получения диплома; они испытывают затруднения в общении с одногруппниками и преподавателями.

2. Пассивно адаптированные: студенты как бы «плывут по течению», они в большинстве своем равнодушны к системе обучения в ВУЗе, имеют среднюю и слабую успеваемость, большинство их интересов сосредоточено за пределами учебного заведения.

3. Активно адаптированные: студенты этой группы стремятся реализовать себя полностью, применяя свои знания, умения, навыки в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой среды. Они проявляют положительное отношение к системе обучения в ВУЗе, успевают по всем предметам; имеют несколько основных целей, широкий круг общения и решаемых проблем. /2. 2/

Явление адаптации очень многопланово, поэтому ряд авторов выделяет различные факторы, влияющие на успешность ее протекания. К основным факторам относятся:

1. Состояние как физического, так и психического здоровья.

2. Социальное благополучие: студенты являются экономически зависимой категорией населения, поэтому от достатка родителей зависит, насколько студент сможет посвящать себя учебе, не отвлекаясь на зарабатывание денег и «мысли о пустом желудке». От достатка семьи во многом зависит выбор места учебы, и как следствие удовлетворенность получаемой профессией, а в итоге - и адаптация. /22. 110 - 111/.

3. Социальная адаптивность как умение находить свое место в микро- и макросоциуме.

4. Степень готовности к обучению в ВУЗе и возраст принятия решения о выборе профессии: чем раньше осуществляется выбор профессии, тем легче и успешней студент адаптируется к новым условиям. /Прокоп/.

5. Случайность или закономерность выбора профессии, мотивационная направленность на получение профессии или на получение высшего образования вообще. /10. 42/.

6. Возрастные особенности. /12. 186 - 194, 16. 339 - 340/

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления. /7. 5/. Одним из важных факторов, влияющих на успешность процесса адаптации, является ригидность мышления. Мы считаем целесообразным остановиться на данном вопросе более подробно.