2.1 Ход исследования и описание методик
Для изучения влияния семьи на уровень самооценки старших дошкольников возможно было использовать следующие методы исследования: наблюдение, беседа, психодиагностические методики.
Цель: исследование влияния детско-родительских отношений на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР д/с №40. В исследовании участвовали 20 детей (5 -7 летнего возраста) и их родители (19 пап и 18 мам и 1 бабушка).
Методики исследования.
1.Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
2. Изучение межличностных отношений в семье. Методика PАRI Е. Шеффер и Р. Белла. Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей.
В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов.
Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.
3. Методика «Какой Я» (в модификации методики О.С. Богдановой). Методика предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
4. Проективная методика «Рисую себя». Данная методика разработана А.М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5--9 лет. Ребенку предоставлялся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагалось нарисовать себя. Время работы не ограничивалось, дополнительных инструкций не следовало. Обработка результатов рисунка проводилась по следующим параметрам:
- декорирование рисунка отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя (оценивалось по 3 баллам);
- количество используемых цветов отображает эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе (оценивалось по 3 баллам);
- расположение рисунка по высоте листа показывает занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивалось по 3 баллам);
- размеры тела отображает самопроявление себя: маленький размер - ограниченность (оценивалось по 3 баллам)
- общая сумма баллов по рисунку
Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов -- высокий, 7 - 5 баллов -- средний, 4 - 1 балла -- низкий.
Выбранные нами методики стандартизированы и надежны для проведения исследования.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1.1 Семья как институт социализации личности
- 1.3 Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье
- 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА
- 2.1 Ход исследования и описание методик
- 2.2 Анализ результатов исследования
- 1. 3. Самооценка детей старшего дошкольного возраста
- 1. 2. Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
- Глава 3. Экспериментальное исследование влияния педагогического взаимодействия на формирование самооценки детей старшего дошкольного ………………………………………………………………40
- 1.2. Особенности проявления страхов детей старшего дошкольного возраста
- Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
- Тема: Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника
- Глава 2. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
- Глава 1. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема
- Глава 1. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема
- Глава 2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста