logo
Строение психической деятельности человека

1. Строение психической деятельности человека

В современной психологии деятельность человека, ее строение чаще всего рассматривают с точки зрения ее состава (структуры). В качестве основных составляющих выделяют цели и мотивы деятельности.

Психологи считают, что любая человеческая деятельность определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Отсутствие цели означает отсутствие самой деятельности.

Отечественный психолог В.А. Крутецкий считал, что деятельность вызывается определенными мотивами и причинами, которые побуждают человека поставить перед собой цель и начать действовать для ее.

Анализируя это мнение, можно сделать вывод о том, что цель человеческой деятельности - это то, зачем человек действует, а мотив - это то, почему он действует.

В психологии принято определять деятельность человека не одним каким-либо мотивом или целью, а системой всех целей и мотивов - сначала ближайшими, а затем общими и отдаленными.

Как правило, психическую деятельность человека оценивают также по уровню мотивации, по тому, носят мотивы общественный или ярко выраженный узколичный характер. У нравственного, воспитанного человека такие общественные мотивы преобладают над узколичными. Они становятся его собственным делом.

Отдельный акт, из которого состоит деятельность, называют действием. Отечественный психолог Р.С. Немов считал, что "действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей".

На самом деле, действия, совершаемые человеком, всегда связаны с осознанием этих действий, но степень такой осознанности не всегда одинакова. Действия человека могут быть осознанными, если поставлена и осознана цель, составлен порядок и последовательность движений и продуманы результаты этого действия. Неосознанные действия - действия, если цель осознана недостаточна, последовательность движений и контроль не продуманы.

Такие неорганизованные действия, производимые, в основном, под влиянием сильных эмоций, чувств, раздражителей, называются импульсивными.

Отечественный психолог В.А. Крутецкий приводит пример такого импульсивного действия: "Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: "Заяц, собаки!" Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах".

Этот пример наглядно показывает, как под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные.

В современной психологии различают еще два вида действий: практические и умственные. Эти действия тесно связаны между собой. Так практические действия играют большую роль при возникновении и формировании познавательной деятельности. Дети с раннего возраста начинает овладевать манипулированием с предметами, осваивает способы обращения с ними. Так происходит познание ребенком окружающего мира.

Практические действия с предметами важны и для младшего школьника. Такие действия позволяют ему лучше усвоить и понять учебный материал. Например, на уроке при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия - действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет глубже и полнее познать изучаемые предметы и явления действительности.

Все действия людей связаны с речевой деятельностью. Эта деятельность, слово помогают человеку осознавать свои действия, участвуют в регуляции поведения и деятельности человека, помогают оформить с помощью слов задачи и действия, составить его план, изменить ход и характер действия, исправить ошибки, допущенные в ходе работы.

В.А. Крутецкий выделил компоненты следующие компоненты (этапы) деятельности:

1. Этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи);

2. Этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия;

3. Этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;

4. Этап проверки результатов, исправление ошибок;

5. Подведение итогов работы;

6. Оценка работы.

Отечественный психолог Р.С. Немов выделил средства осуществления деятельности. Он считал, что это инструменты, которые нужны человеку для выполнения тех или иных действий и операций. Р.С. Немов писал: "Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты".

К внутренним компонентам он отнес анатомо-физиологические структуры и процессы, которые принимают участие в управлении деятельностью как составляющие центральной нервной системы. Сюда же Р.С. Немов включил психические процессы и состояния, которые участвуют в регуляции деятельности.

Р.С. Немов говорил о том, что соотношение двух видов компонентов не является константой. По мере того, как развивается и преобразовывается деятельность человека, происходит систематический переход от внешних компонентов к внутренним. Р.С. Немов считал, что такой переход связан с двумя процессами - интериоризацией и автоматизацией. Он писал, что при возникновении затруднений в деятельности, при ее восстановлении, которое связано с нарушением внутреннего компонента, происходит экстериоризация, т.е. обратный переход.

Таким образом, мы приходим к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние и внутренние компоненты.