2.3 Оказание помощи руководителям организации в решении социально-психологических проблем деятельности организации
Организация как совместная деятельность людей по достижению ими целей - сети взаимозависимых организационных единиц. Эффективное управление представляет собой умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между организационными единицами оказывают основное влияние на взаимодействие указанных единиц. В этой связи любая организация и оказание консультативной помощи всегда связаны со структурированием и регулированием отношений между организационными единицами.
Сохранение эффективности взаимоотношений и предотвращение неизбежных трений и разногласий становятся особенно актуальными для предприятий, оказавшихся на грани банкротства. В этой связи для подбора эффективного инструментария поддержания отношений первостепенное значение приобретают вопросы диагностики и объяснительной оценки природы и характера отношений, возникающих в данный период развития организации.
Проблемы и поведенческие тенденции могут объясняться сущностью отношений.
Различают следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации:
1. Отношения силы и зависимости. Люди, работающие в организации, до определенной степени оказывают влияние на поведение друг друга, пытаясь усилить, расширить собственные возможности и способности в этой области, а также усилить собственные позиции.
2. Отношения при ведении переговоров. При принятии решений о распределении недостаточных, ограниченных ресурсов работники часто оказываются зависимыми друг от друга в процессе получения собственной доли.
3. Деловые ("инструментальные") отношения. В современном связанном производстве работники оказываются в положении "средств производства" друг для друга. Такое закономерное положение каждой из групп работников организации обусловлено, прежде всего, технологическими связями. Речь идет о том, что организация производства на собственном участке объективно опирается на результаты работы других участков и групп. В этой связи взаимозависимость групп в совместной работе на общие для организации цели определяет, с одной стороны, мотивы для снятия разногласий, а с другой, форму обмена результатами деятельности групп внутри организации.
4. Социо-эмоциональные отношения, которые проявляются в отдельные периоды в форме симпатий и антипатий (чаще - лица к группе и к организации).
Указанные типы отношений имеют соответствующие тенденции и центральные проблемы. Принадлежность конкретных разногласий к конкретной природе (центральной или поведенческой) определяют вид вмешательства в конфликт. Имеется в виду внешнее для конфликтующих сторон воздействие, направленное на конструктивное снятие разногласий. При этом предполагается, что саморазрешение конфликта неэффективно с позиции целей организации. Иными словами, рассматриваем такой тип и период в жизненном цикле организации, когда конфликт должен быть управляемым извне. К числу таких периодов относится, например, состояние банкротства предприятия.
В этой связи особая роль в управлении конфликтом принадлежит консультанту, роль которого может выполнять руководитель или специалист психологической службы отдела персонала. В дальнейшем эту роль и будем называть консультативной.
Виды конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации: между работодателями и служащими; между подразделениями крупных организаций; межличностные конфликты; межэтнические конфликты.
Диагностика видов конфликтов, выбор подхода к его разрешению с последующим подбором методов вмешательства - это традиционные этапы работы консультанта. Эффективный консультант - это, прежде всего, умение видеть многообразие аспектов конфликта и творческий выбор методов работы. Вместе с тем, опыт разрешения конфликтов указывает на определенную последовательность действий для конструктивного управления им. Это консультирование руководителей по индивидуальному стилю деятельности специалистов и формирование корпоративной идентичности.
Корпоративная идентичность - чувство принадлежности к компании, в которой работаешь. Она подразумевает наличие ценностного значения работы в данной организации, эмоциональной привязанности к значимой для индивида общности. Потребность в общности, в связях с другими людьми, в интеграции с ними является одной из фундаментальных потребностей человека. Это нечто большее, нежели обычное желание эмоциональных отношений с окружающими. Она требует и крепких связей преданности между индивидуумами и организациями. Таким же образом, как человек ощущает дефицит дружеских отношений с другим человеком, он ощущает влечение к тем социальным институтам, которые, по его мнению, достойны его уважения, любви и преданности. Большинство людей хотят принадлежать чему-то большему и лучшему, нежели они сами. Удовлетворение мотивов и потребности в принадлежности - ведущий фактор успешного развития организации.
Это понимают во многих коммерческих компаниях, службы персонала которых прилагают усилия для культивирования "корпоративного духа". Однако результаты исследований показывают, что у работников многих фирм все равно остается весьма негативное впечатление от исполняемой ими "миссии". Чувство общности обычно отсутствует, поэтому термины "преданность компании", "лояльность фирме" и "корпоративная солидарность" имеют для большинства людей тошнотворное звучание. Психологический климат в таких компаниях остается изменчивым и эмоционально неудовлетворительным. Даже если в фирмах и стремятся придать трудовой деятельности неформальный характер - пикники по выходным, праздничные вечеринки в офисе - отношения на работе в основном остаются не более чем поверхностными. На практике наличие у сотрудника чувства корпоративной идентичности означает, что он не только осознает идеалы компании, формально соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности, ассоциирует себя с организацией, рассматривает свою жизнь во взаимосвязи с жизнью компании. Цели организации становятся личностно значимыми для индивида. Другими словами, организационная среда приобретает смысл своеобразной среды духовной, значимой и необходимой для человека. Можно привести много примеров, когда человек отказывается менять место работы при вполне очевидных карьерных или денежных выгодах, которые ему предлагаются при переходе из одной организации в другую. Главной причиной выступает то, что эта организация воспринимается им как "своя" и "близкая".
Консультирование по психологическому обеспечению проведения переговоров, совещаний, деловых встреч. Участие в проверке обращений и жалоб сотрудников, анализ причин и типологии жалоб, разработка рекомендаций для устранения возникающих проблем.
Анализ психологических причин текучести кадров. Анализ текучести кадров предусматривает изучение процессов текучести с количественной и качественной стороны, которая характеризуется причинами, мотивами и факторами текучести. Причинами текучести называют наиболее распространенные в данной организации причины увольнений работников, которые условно подразделяются на три основные группы: связанные с семейно-бытовыми обстоятельствами, с неудовлетворенностью работников; условиями труда и быта, с нарушениями трудовой дисциплины. Причины увольнения, обусловленные неудовлетворенностью, тесно связаны с факторами текучести, под которыми понимаются условия труда и быта работников (содержание и организация труда, система материального и морального стимулирования, организация производства и управления, взаимоотношения в коллективе, система профессионального роста, обеспеченность жильем, санитарно-гигиенические условия труда и т.д.). Мотивы увольнения являются отражением его причин в сознании работников, которые устанавливаются в процессе беседы с увольняемым.
Подготовка предложений по принятию мер, способствующих адаптации новых работников и молодых специалистов.
Эргономическое консультирование и подготовка рекомендаций по организации рабочих мест и условий труда для различных категорий работников.
Соблюдение профессионально этических норм психолога, сохранение личных тайн при сообщении результатов индивидуальных психологических обследований. Доведение результатов индивидуального обследования до сведения руководителей только в виде рекомендаций по профессиональному использованию сотрудников и специалистов, принимаемых на работу.
Обеспечение регулярной отчетности перед руководством по работе с персоналом о выполненных работах (составление аналитических отчетов и обзоров). Составление архивов и формирование компьютерного банка данных по результатам проведенных психологических исследований.
Проведение исследований, направленных на совершенствование психологической работы, подготовка методического обеспечения, внедрение новых разработок.
Психологическое планирование. Психологическое планирование - направление в работе с персоналом. Его цель - формирование эффективного психологического состояния работников предприятия и трудового коллектива в целом. Психологическое планирование исходит из необходимости всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций психологической деградации. Психологическое планирование включает постановку целей развития и критериев его эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам эффективного психологического планирования относятся: успешная адаптация новых работников в трудовом коллективе; разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование личной мотивации людей исходя из целей и задач деятельности организации; минимизация психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений); формирование подразделений (рабочих команд) на основе психологической совместимости сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения, корпоративных ценностей и традиций организации.
Психологическое планирование должна выполнять специальная психологическая служба предприятия, состоящая из профессиональных социальных психологов.
- Введение
- 1. Направления работы психолога в фирме
- 1.1 Психодиагностика профессионально важных качеств
- 1.3 Формирование и развитие необходимых профессиональных качеств сотрудников
- 1.4 Коучинг
- 1.5 Социально-психологическое изучение коллективной деятельности специалистов
- 2. Участие психолога в работе с резервом руководящих кадров
- 2.1 Проведение деловых оценочных тренингов, конкурсов при назначении на вакантные должности, аттестация
- 2.2 Отбор, формирование и развитие необходимых профессионально важных качеств руководителей
- 2.3 Оказание помощи руководителям организации в решении социально-психологических проблем деятельности организации
- Заключение
- Планирование и организация работы с резервом кадров
- 1.1 Подготовка руководящих кадров
- Реализация резерва руководящих кадров
- Подготовка специалистов и руководителей, зачисленных в резерв руководящих кадров
- Основные принципы и порядок формирования резерва руководящих кадров
- 5.1. Формирование резерва руководящих кадров и организация планомерной работы с ним в системе государственного управления. Создание перспективного кадрового резерва
- Организация работы с резервом руководящих кадров
- 39. Организация работы с ррк (резервом руководящих кадров)
- Положение о формировании и работе с резервом руководящих кадров оао «КакХотите» Санкт-Петербург, 2003г.
- 58. Что понимают под резервом руководящих кадров?