Формальные лидеры студенческих групп

курсовая работа

1.2 Критерии лидерства

Вот некоторые общий вывод, которые делают исследователи: нет стандартного набора качеств, который был бы присущ лидерам в отличие от других людей. В разной ситуации эффективные руководители обнаруживают различные личностные качества. Структура личностных качеств руководителя (лидера) должна соотноситься с личностными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных (ведомых) [9, 13]. Но учитывая условия конкретной деятельности, вполне конкретные задачи и ограниченный круг способов их выполнения, а также другие перманентно стабильные факторы, мы можем попытаться выделить признаки, характеризующие суть формального лидерства в студенческой группе.

Существует множество различных классификаций качеств, присущих лидерам. Как известно, наиболее ранней социально-психологической теорией лидерства, возникшей на заре XX в., явилась так называемая «теория черт» лидерства. Основной ее постулат гласил, что человек может стать лидером (или, добавим, руководителем, учитывая упоминавшуюся выше двусмысленность трактовки термина «лидерство») лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Считалось, что эти характеристики врожденные, не подвержены изменению и пригодны для многих ситуаций. Теория базировалась на идеях английского ученого Ф. Гальтона, подчеркивавшего роль наследственных факторов в жизненном пути знаменитых людей [7, 171].

Первые итоги обсуждаемого подхода были подведены в самом начале 40-х годов в США. Они оказались обескураживающими. Положения теории не выдерживали критики ни в научном, ни в прикладном отношениях. Во-первых, не удалось выявить какой-либо универсальный набор лидерских черт, поскольку примерно лишь 5% от общего их числа (а всего к тому времени было выделено около 80 таких черт) были общими для четырех или более исследований. Во-вторых, провалились попытки прогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, имевших своей идейной основой «теорию черт» [6, 239].

Сейчас мы знаем, что нет никакого врожденного набора качеств, благодаря которым человек становится лидером. Но, в то же время, есть определенные черты, которые, по мнению исследователей, не являются врожденными, но входят в список «лидерских» качеств. Это не перечень конкретных «универсальных» черт, а сформированные в обществе ожидания, выраженные в желаемых качествах, которыми должен обладать лидер. То есть не обязательно, что все лидеры ими обладают.

А. К. Тихонов отмечает, что «самая большая проблема, с которой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, -- это выбор подходов и язык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретить лидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в них определённо есть общие черты. Но именно это общее кажется чем-то неуловимым и постоянно ускользает. И даже в случае нахождения определённых закономерностей трудно найти инструменты, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затем сформулировать в виде простых, чётких рекомендаций и инструкций, которые могли бы помочь развить в себе лидерский потенциал. Один из способов такого описания -- это так называемый качественный подход или описание качеств, которыми должен обладать лидер. По данным ряда исследователей, было определено около 70 качеств, так или иначе соответствующих критериям лидерства. Но эти данные зачастую между собой несогласованны, да и развитие в себе такого числа качеств -- задача практически невозможная. Для того, чтобы выбрать те качества, которые, на наш взгляд, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо большим числом исследователей, то есть быть достаточно референтным. Во-вторых, качество должно быть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ни один из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец, в-третьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы была возможность указать способы его развития, разложив на составные части» [10, 23-24].

В данной работе мы будем опираться на позиции харизматического лидерства, так как оно в наибольшей степени отражает дуалистический характер явления формального лидерства. В частности, используя атрибутивную модель (Дж. Конжер и Р. Кануго), мы исследуем качества, которые члены студенческой группы приписывают формальному лидеру. Данная модель адаптирована для исследования лидерских качеств менеджеров, то есть в большей мере руководителей, нежели стихийных лидеров. Но нашей задачей, в том числе, и является проведение параллелей между стихийным лидерством и руководством. Суть атрибутивной модели в том, что последователи, наблюдая за поведением лидера, приписывают ему харизматические черты. При этом наблюдение происходит на протяжении сменяющих друг друга трех стадий в процессе:

1) оценки ситуации;

2) демонстрации стратегического предвидения, в частности, с помощью формулировки нетрадиционных целей;

3) демонстрации способности служить примером и вдохновлять последователей.

В адаптированном для нашего исследования виде эти стадии будут выглядеть так:

1) анализ формальным лидером текущих событий в группе (оценка группой точности такого анализа);

2) демонстрация способности к предвидению, творческий подход (оценка группой данных способностей и нетрадиционного подхода в решении проблем);

3) мотивация членов группы, способность служить примером (оценка группой качества мотивации).

По итогам деятельности формального лидера на этих этапах происходит оценка лидерских качеств формального лидера и приписывание ему соответствующих харизматических черт.

лидер студенческий группа

Делись добром ;)