logo
Экстрасенсы: миф или реальность

Научные объяснения чудесных явлений

Мировоззренческая и теоретическая основа духовного целительства представляют собой синтез новейших достижений науки, прежде всего, открытий в области квантовой физики, вибрационной медицины и древних философских учений о космосе, природе и человеке.

По существу, единственным основанием объединения всех этих областей является таинственность и загадочность изучаемых явлений. Однако рассматривать такое основание достаточным для выделения особой области научных исследований принципиально неправильно.

В России, начиная с 1920-х годов, в Ленинграде ученик В.М. Бехтерева Л.Л. Васильев проводил исследования в области телепатии и ясновидения. Целью таких исследований являлось подробное объяснение всех чудесных явлений, происходящих в специальной лаборатории.

Вначале ученые использовали довольно примитивные методы исследования: угадывание карт, внушение сновидений или мыслей и т.п. Критика экстрасенсов и разоблачения научных утверждений заставляли ученых искать новые средства доказательств. Большое влияние на парапсихологические методы оказал приток инженеров и физиков, которые привнесли в парапсихологию свои методы исследования, располагая, что мозг человека действует как электронное устройство и что на его изучение можно прямо перенести понятия, взятые из соответствующих разделов физики.

Некоторые ученые склонны считать, что изучаемые в парапсихологии явления - это обычные физические явления, которые можно объяснить с помощью электромагнитного излучения. Поиск и измерение электромагнитных полей, называемых по-разному - биоплазма, электроаурограмма, биопотенциал и др. - в сочетании с различными традиционными методами исследования продолжаются.

Отсутствие методической корректности при постановке многих парапсихологических экспериментов вызывало и вызывает у ученых недоверие и раздражение, которые усиливаются из-за слишком частых случаев прямой мистификации и обмана. Причиной недоверия также является то, что парапсихологические феномены невоспроизводимы, т.е. они не отвечают требованиям, предъявляемым к достоверности научных фактов. Невоспроизводимость явлений объясняется парапсихологами ссылками на своеобразие парапсихологических феноменов.

Верующие во внечувственное восприятие объясняют невоспроизводимость особенностями экстрасенсорного восприятия, декларируя их неустойчивость вследствие появления неизвестных "неблагоприятных" внутренних или внешних условий либо требующих труднодостижимых и легко нарушаемых особых состояний психики участников эксперимента, т.е. остаются эзотерическими практиками, декларирующими зависимость результатов от личности оператора и невоспроизводимость эффекта инструментальными средствами.

Аналогична ситуация и с теоретическим обоснованием якобы существующих явлений: в большинстве случаев внечувственное восприятие объясняется нематериальными механизмами, т.е. требует агентов (таких, как торсионные либо микролептонные поля и т.п.), стоящих вне области науки, занимающейся только материальными объектами. Крайним случаем являются объяснения, лежащие не в научной, а в оккультной сфере, как, например, в случае с якобы видением некоего ареола (ауры) биологических либо физических объектов и т.д. и т.п.

С точки зрения христианства, человек, называющий себя экстрасенсом - одержимый бесами или находящийся в контакте с нечистыми духами, если только он не является святым. По мнению православных христиан и католиков, православные святые и католические святые могут обладать способностями от Бога, схожими с экстрасенсорными, хотя формально термин "экстрасенс" к ним ни разу не применялся. Православная Церковь категорически запрещает обращаться к услугам экстрасенса, объясняя это тем, что вмешиваться в дела Господние крайне неуважительно, более того - это проявление кощунства.