logo
Эмоции в мыслительной детельности

1.2 Подходы к пониманию эмоций в мыслительной деятельности

В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»… Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения»[13, с. 369-370]. Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.

Психологические характеристики мыслительного процесса, мышления как деятельности, ориентировки в задаче будут существенно - неполными без рассмотрения роли эмоциональных процессов в реальном поиске решения, в формировании психического отражения на уровне мышления. В исследованиях эмоциональной регуляции поиска и конкретизируется тезис о субъектности мышления. Важно учитывать мотивационную обусловленность мышления, но этого недостаточно, необходимо также дать характеристику эмоциям, которые "отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта"[10, с. 198]. Своеобразие места проблематики, связанной с анализом взаимоотношений эмоций и мышления, заключается в том, что она часто оказывается на пересечении учений о мышлении и учений об эмоциях, занимая и тут и там периферийное положение.

Сам факт существования и важная роль эмоциональных процессов в познании были отмечены еще до выделения психологии в самостоятельную науку философами, называвшими такие интеллектуальные чувства, как сомнение, уверенность, догадку, удивление, удовольствие и др. Конкретно-психологические исследования интеллектуальных чувств сталкивались с большими трудностями. Интеллектуальные чувства сводились к познавательным процессам. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой подчеркивается лишь негативное влияние эмоций на познание, абсолютизировались факты искажения отражения реальности под влиянием эмоций: представление о логике чувств у Рибо, об аутистическом мышлении у Блейлера. В истории психологии существовала попытка ввести специальное понятие "эмоциональное мышление", она осуществлена в работе Г. Майера. Вместе с тем Лапшин отмечал, что "под заглавием "психология эмоционального мышления" скрывается целое метафизическое учение, носящее эклектический характер"[15, с.97]. "Эмоциональное мышление" Г. Майер отличал от "судящего мышления" и в качестве основного признака называл следующий: "На первом месте стоят потребности практические..."[15, с.98]. Описывая специфику эмоционального мышления, Г. Майер также отмечал, что познавательный процесс здесь затенен, отодвинут на задний план, фокус внимания сосредоточен на практической цели, для которой познание является лишь побочным средством. Если обратиться к принятой сейчас в отечественной психологической литературе терминологии, то легко заметить, что понятие "эмоциональное мышление" Г. Майера очень близко понятию "практическое мышление", поэтому неправильно считать, что "эмоциональное мышление" (по Майеру) есть самостоятельный вид мышления.

"Эмоциональное мышление" классифицируется далее Майером на "аффективное" и "волевое". К первому автор относит эстетическое и религиозное мышление. Так, например, религиозные акты мысли, по Майеру, являются аффективными умозаключениями. Эти своеобразные умозаключения обладают следующими признаками: непосредственное оценивание известных фактов, вызванное желанием достигать известных благ и избегать известных зол, чувство зависимости по отношению к некоторому началу, импульс к осуществлению акта веры. Таким образом, аффективное мышление, хотя и выделяется в качестве самостоятельного, получает лишь общую характеристику, трактуется как вид умозаключения. В работе Г. Майера не только отсутствуют конкретно-психологические исследования эмоционального и аффективного мышления, но даже отсутствует их четкое выделение из всего многообразия умственных процессов человека.

В отечественной психологии, в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева были заложены методологические основы для преодоления традиционного разрыва между познавательными и эмоциональными процессами и, в частности, отрыва мышления от эмоциональной (и мотивационной) сферы. В этом контексте важно положение Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта и положение С. Л. Рубинштейна о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллектуального. Значимым является также положение А. Н. Леонтьева о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. Важными также являются и положения об общих функциях эмоций. Теоретические положения В. К. Вилюнаса, Ф. В. Бассина, П. М. Якобсона, Б. И. Додонова, В. Л. Поплужного, А. В. Запорожца могут также быть использованы при изучении эмоциональной регуляции мышления. С мыслительной деятельностью связаны (в ней участвуют) все виды эмоциональных явлений - и аффекты, и собственно эмоции, и чувства (по классификации А. Н. Леонтьева)[15, с. 98]. Можно также говорить об интеллектуальной агрессии, интеллектуальном стрессе, интеллектуальной фрустрации.

Итак, мы рассмотрели основные подходы к исследованию эмоций в мыслительной деятельности различных психологов, было выявлено, экспериментально-психологические исследования эмоциональной регуляции мыслительной деятельности начались сравнительно недавно, но без них уже нельзя представлять себе современную психологию мышления. "Внутренние условия" мышления - это и возникновение, и сложная динамика эмоциональных оценок.

Итак, в первой главе мы рассмотрели мышление и его закономерности.

В психологической литературе мышление определяется тремя структурными характеристиками, которые не обнаруживаются на сенсорно-перцептивном уровне познавательных процессов. Мышление -- это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности.

Разработка проблемы психологии мышления в нашей стране осуществляется в двух направлениях: первое исходит из концепции С. Л. Рубинштейна, второе направление связано с развитием идей о поэтапном формировании умственных действий на основе теории интериоризации.

Методологическим фундаментом разработанной С. Л. Рубинштейном теории мышления, является диалектико-материалистический принцип детерминизма.

Мышление включено во взаимоотношения со всеми психическими процессами, возникает только тогда, когда есть соответствующий мотив, делающий необходимым решение той или иной проблемы, задачи.

Наличие определенного мотива порождает необходимость анализа проблемной ситуации.

В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции.

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. Они могут оказывать совершенно противоположное действие: с одной стороны, активизировать поведение, деятельность, с другой -- тормозить, рассогласовывать поведение и деятельность.