logo
Эмоции в подростковом возрасте

8.Эмоциональная культура личности

Эмоциональная культура (от лат. cultura) -- дословно воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

В период ранней юности у молодых людей формируются основы эмоциональной культуры.

Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты:

1. Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, на мир моральных ценностей.

2. Развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание.

3. Способность сопереживать чувствам других людей, а также «входить» в мир переживаний героев произведений литературы и искусства.

4. Умение делить свои переживания с близкими.

5. Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими. (Якобсон П. М., 1976).

Вывод

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков -- порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками -- все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Юность -- возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Юность -- возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры.