logo
Эмоциональные состояния человека

Введение

То, что музыка оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние человека, было известно еще в глубокой древности. Так, античные философы - Пифагор, Аристотель, Платон - полагали, что музыка способна восстанавливать нарушенную болезнями первоначальную гармонию души.

Положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева [3, 5]. Сегодня музыкотерапия широко используется в хирургии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии.

Однако несмотря на достаточную изученность данной темы и активное применение звукотерапии, научных данных о влиянии музыки на эмоциональное состояние человека очень мало. Например, в учебниках по психологии описываются больше физиологические процессы, связанные с восприятием звука, а не его отражение в эмоциях.

Таким образом, можно сказать, что в психологии существует проблема, связанная с изучением влияния музыки на людей разных возрастов, образа жизни, образования и т.д.

Эту проблему необходимо изучать прежде всего для того, использовать музыку в практических целях, например, в рекламе, при организации массовых мероприятий, в концертной деятельности, в воспитании молодежи и так далее. Кроме того, музыка через создание определенных эмоций, может оказывать помощь или вред человеку. Это явление используется в аутотренинге, но так же изучено еще недостаточно.

Цель исследования - изучение влияния музыки на эмоциональное состояние человека.

Гипотеза исследования: автор предполагает, что музыкальные композиции различных стилей

Объект исследования - изучение эмоционального состояния человека.

Предметом исследования является анализ влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи

· Рассмотреть виды и роль эмоций в жизни человека;

· Охарактеризовать психологические теории эмоций;

· Провести практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние

Методы исследования:

· Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических сборников трудов Академий психологических и педагогических наук по проблемам исследования;

· Выявление музыкальных предпочтений испытуемых;

· Анализ влияния эмоциональных композиций на настроение испытуемых с помощью теста Люшера.

Выборка исследования составляла 10 человек. Испытуемые были отобраны методом случайной выборки.

База исследования - средняя общеобразовательная школа № 171 Ленинского района.

Информационная база исследования: работы и труды таких авторов, как

1. Анохина П.К., Байметова А.К., Бернса Р., Божовича Л.И., Вундта В., Вилюнаса В.К., Габдреевой Р.Х., Додонова Б.И., Израда К., Кочубея Б.И., Леонтъева А.И., Немова Р.С., Ольшанниковой А.Е., Симонова П.В., Якобсона П.М.

Проведенное исследование будет интересно как профессионалам-психологам, так и людям, просто интересующимися психологическими исследованиями.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также из списка изученной и использованной научной литературы.

Во введении описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и предмет исследования, задачи, конкретизирующие цель, методы исследования, база исследования, его практическое значение и структура курсовой работы.

В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека" раскрыты основные используемые в работе понятия, описаны виды эмоциональных состояний человека, показана история изучения этого вопроса зарубежными и отечественными психологами.

Во второй главе "Изучение влияния музыки на психологическое состояние человека" приведены результаты научных исследований по выявлению влияния музыки на психологическое состояние.

В третьей главе "Практическое исследование влияние музыки на эмоциональное состояние человека" описывается проведенный эксперимент, делаются выводы по результатам эксперимента.

В заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии темы работы.