Я-концепция подростков и типы воспитания

дипломная работа

1.2.3 Личностное самоопределение в подростковом возрасте

Самоопределение в подростковом возрасте.

Отношение к самоопределению начинает проявляться уже в младшем подростковом возрасте, формируется и включается в Я-концепцию на рубеже подросткового и юношеского возраста.

Соотношение различных видов самоопределения во вре- менном контексте рассматривает Р.М.Гинзбург. В соот- ветствии с его моделью развития самоопределения личностное самоопределение задает личности значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, т. е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к конкретной профессиональной области, осуществляется про- фессиональное самоопределение. (1, 89).

«Самоопределение подростков представляет собой аффек- тивный центр их жизненной ситуации», -- так характеризует особенность этого возрастного периода Л.И.Божович, наиболее глубоко и полно рассмотревшая проблему самоопре- деления подростков.

В Я-концепцию подростка самоопределение входит как единая смысловая система обобщенных представлений о мире и самом себе, формирующая внутренние позиции взрослого человека. Эти внутренние позиции складываются из того, как подросток на основе своего предшествующего опыта, своих воз- можностей, своих ранее возникших потребностей относится к тому, какое положение он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Таким образом, эта внут- ренняя позиция, составляющая новообразование Я-концепции подростка, обусловливает его отношение к действительности, окружающим, самому себе и моделирует его будущее место в обществе в виде жизненного плана или жизненной программы. (7, 122).

С точки зрения А.С.Выготского, жизненный план существует лишь тогда, когда молодым человеком наряду с будущими целями- ми планируются и способы их достижения, производится оцен- ка собственных субъективных и объективных ресурсов. Подросток субъективен, поэтому жизненные планы его являют- ся преимущественно идеалистическими и обеспечивает их фор- мирование чаще идеальная Я-концепция. Объяснением этого феномена может служить следующая теория Гинзбурга М.Р.: в составе жизненного плана человека име- ется два типа целого конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти нели стабильны. Реаль- ные цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов и неудач.

Для современных старшеклассников характерны размыш- ления о будущем и достаточно оптимистические планы, одна- ко многие из них осознают то, что реальное будущее -- это не будущее вообще, но будущее определенным образом построен- ного настоящего и что насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой. Следовательно, наибольшая трудность для старше- классников заключается в совмещении того, что называется ближней и дальней перспективой, первая из которых охваты- вает непосредственно сегодняшнюю и завтрашнюю деятель- ность и цели, а вторая -- долгосрочные жизненные планы.

Цели, которые определяют старшие подростки, чаще всего нс проверены их реальными возможностями, поэтому оказы- ваются иллюзорными. (7, 123).

Делись добром ;)