logo
Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности

1.2 Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире

Размышления на тему смысла жизни и действия, направленные на практическое его осуществление позволяют человеку перейти от реактивного существования к самоактуализации, жизнетворчеству, подлинному Бытию в Мире, развивать себя как личность, как субъекта деятельности, как индивидуальность. Этот путь позволяет ему бороться за достижение вершин в жизни и профессиональной деятельности, за достижение общественного блага.

Проблема возможности нахождения человеком значения и смысла вещей и предметов, жизненных событий и жизни в целом известна со времен древнего мира. Именно с тех пор во всех литературах появляются произведения, в которых человек, ранее задумывавшийся только над «внешними» вопросами: Что есть мир? Откуда он и для чего он существует? Есть ли в нем обязательные для всех законы? - задается качественно новыми, «внутренними» вопросами: Кто я? Откуда я, зачем и куда: в чем тайна моего рождения и смерти? Есть ли в мире нечто важное для меня, к чему я должен стремиться? Как могу я достичь подлинного блага, если оно существует? И пытается ответить на эти вопросы. В этих вопросах, иногда называемых первыми, а иногда - последними, и в попытках найти на них ответы заключается проблема Человека, над разрешением которой до сих пор ломают головы лучшие умы человечества, осознание наличия которой приводит к самовыделению человека как носителя особой миссии в мире.

Найденный для самого себя более-менее устойчивый к внешним воздействиям ответ на перечисленные выше «внешние» и «внутренние», «первые» и «последние» вопросы, таким образом, становится высшим регулятором жизнедеятельности человека, который можно называть самопредназначением или личностным смыслом [7, С.21]. Таким образом, понимаемый смысл есть возможное прижизненное приобретение человека, результат его деятельности по преобразованию самого себя и окружающего мира, опыта осмысления успехов и поражений в этой деятельности, переживания любви и ненависти, надежд и разочарований, успехов и провалов, следствие принятия на себя ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких.

Мотив самоактуализации, находящийся на высшей ступени в иерархии человеческих потребностей, задаёт цель человеческому развитию, а также выступает как своеобразный механизм развития личности и достижения личностного способа существования. Объективно существующий мир предоставляет каждому человеку определенное жизненное пространство, ситуацию, в которой существует множество проблем, множество путей их решения, а человек в качестве субъекта обладает некоторой степенью свободы выбора проблем и методов их решения. Выбирая под давлением или по своей воле проблемы и пути их решения, он неизбежно вступает в социальное и культурное взаимодействие с другими людьми, добиваясь успехов в решении поставленных задач и терпя поражения. Общение и взаимодействие с другими людьми в процессах жизнедеятельности позволяет каждому человеку изменять, на основании анализа полученных положительных и отрицательных результатов и обсуждения опыта, свою индивидуальную картину мира. Индивидуальная картина мира развивается, выстраивается человеком из разрозненных образов, укорененных в детстве, и характеризуется той или иной степенью соответствия объективной картине мира. Эта степень зависит, во-первых, от представленности в индивидуальной картине мира объектов мира действительности и их взаимосвязей, и, во-вторых, от количества и меры искажений в отдельных представлениях. Я могу узнать о степени соответствия моей индивидуальной картины мира, миру действительности только одним способом: предпринимая практические шаги, пытаясь решать те проблемы, которые я вижу передо мной стоящими, теми способами, которые кажутся мне адекватными. Каждая индивидуальная картина мира, таким образом, является продуктом мышления человека, осмысливающего свой жизненный путь, и является динамическим образованием. Каждое воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни является, таким образом, предпосылкой для изменения индивидуальной картины мира и, следовательно, жизненных планов и методов их исполнения [6, С.49].

У представителей гуманистической психологии, по мнению В.Г. Грязевой-Добшинской, можно обнаружить ряд утверждений, которые отражают представление не только о том, как существует личность, но и представления зачем, с какой целью она существует, каким должен быть способ существования человека, чтобы считаться личностным. Понятие самоактуализации формирует представление о способе существования, и также может быть рассмотрено как цель и ценность здоровой личности. «Создаётся впечатление, как будто у человека есть единственная цель, к которой стремятся все люди. Разные люди называют её по-разному: самоактуализация, интеграция, индивидуализация, креативность, но все согласны в том, что это синонимы реализации потенциала индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать [11, С.93].

Основатель логотерапии В. Франкл рассматривает актуализацию как постижение «созидательных» ценностей, «ценностей переживания и ценностей отношений», то есть жизнь требует от человека духовной гибкости, с тем, чтобы он мог регулировать свои усилия сообразно с возможностями, которые она ему предоставляет. Процесс «постижения смысла» характеризует более высокую стадию развития, чем «присвоение» уже известного, «представленного» человеку смысла. Именно в этом и выражается процесс самоактуализации. «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя»[37, С.156]

Как отмечает Л. Столяренко, анализируя концепцию В.Франкла - деградации личности могут способствовать психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности складываются из:

1) формирования психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

2) создания дефицита благ, когда ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

3) создания «чистоты» социального окружения, т.е. разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создания вины и стыда за себя;

4) создания культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5) сохранения «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

6) формирования специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности». У человека формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциональный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты», социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз») [37, С.129]. Такому человеку, по мнению В. Франкла, требуется «логотерапия - борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.

Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация, вместе с тем, предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе» [37, 190].

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

- полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее);

- принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

- профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

- автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

- способность к пониманию других людей, внимание и доброжелательность к людям;

- постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

- различение цели и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»);

- спонтанность, естественность поведения;

- юмор;

- саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

- готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности [21, С.189].

Конгруэнтность это состояние целостности и полной искренности, когда все внутренние убеждения, стратегии и поступки человека полностью согласуются между собой и ориентированы на получение желаемого результата. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это актуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я».

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите. Понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста - вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации [7, С.129]. Таким образом, предполагается, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал.

Основное в жизни зависит от самого человека. Наперекор всевозможным трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой и счастливой. Чтобы раскрыть эти способности, необходимо определить главные ориентиры, выбрать свою концепцию жизни. В общем случае, как отмечает П. Иваницкая, мы имеем дело со специфической психологической категорией «стратегии жизни», которая определяется как «целостное представление человека об основных путях и методах достижения своей стратегической цели в жизни» [23, С.14].

Конечно, естественное течение жизни всегда вносит свои коррективы. Но, невзирая на это, процесс жизнетворчества предусматривает: осмысление человеком своего назначения; выработки жизненной концепции и жизненного кредо; сознательный выбор жизненных целей и оформление их в жизненную программу как систему долговременных целей и средств их достижения в определенной временной перспективе.

«Основная жизненная цель, - писал Г. Ващенко, - которую ставит перед собой человек, является двигательной силой в ее деятельности, тем стержнем, около которого концентрируются сила и способности. Поэтому можно считать, что она, как выражение воли человека, формирует его психически и физически»[11, С.121].

Существуют разные концепции жизни и способы их реализации - потребительская и жизнеутверждающая. Они могут войти в обоснование человеком активности своего «Я». Как определить то главное в жизни человека, что требует понимания и пояснения? Можно ответить так: любовь, труд, знания. Можно изменить последовательность этих слов, но они все равно останутся, по сути, тем самым: высшие чувства, организованная активность, познавательная деятельность, «Я» - активность. Имеет ценность то, что эволюционирует. Эволюция - это путь к совершенству, который еще называют моральным сознанием и формированием идеалов [11, С.144].

Человек может и должен стать творцом собственной психической реальности. Из философии известно, что критерий истины - практика. У каждого много практик, их успешность - это здоровье, полноценная радостная жизнь, которая движется, как писал А. Маслоу, потребность в развитии жизни, а не желание удовлетворить основные потребности. И нельзя не согласиться с автором, что «полное отсутствие разочарований, боли, неудач, также таят в себе опасность. Чтобы стать сильным, человек должен выработать в себе умение переживать разочарования, способность воспринимать физическую реальность как что-то абсолютно индифферентное относительно человеческих желаний, способность любить других людей и получать такое же самое наслаждение от удовлетворения их потребностей, как от удовлетворения своих желаний» [21, С.91].

На протяжении всей своей жизни человек должен делать выбор. Выбор определяется внутренним миром человека, мыслями, системой ценностей. Человек часто бессилен перед внешними обстоятельствами, но он должен быть господином своего внутреннего мира, своего микрокосмоса. Лень, бездеятельность, неподвижность - убийцы психической энергии. Жизнь является движением, энергия есть движение: с остановкой действия и труда умирает жизнь. Закон жизни - безграничное усовершенствование, которое проходит в труде и движении. Духовная лень более опасна, чем лень физическая.

Сила личности является одновременно и условием и целью достойного существования человека в этом мире, полного противоречий, соблазнов, иллюзий. Человека необходимо учить, как реализовать потенциал своего «Я» в жизни. Каждый, кто понял смысл своего существования, должен начать работу по самоактуализации и самосовершенствованию.

Отдельные практические акты стремящегося к самоактуализации человека вызывают необходимость осмысления им полученных результатов и их последствий. Теоретический анализ, осознание, которое является актом самореализации, приводит к корректировке представлений о себе, представлений о мире и изменению в «жизненном плане». Начиная с какого-то времени, самость, которая в плоскости самореализации может рассматриваться как система представлений человека о самом себе, может выступать реальным «организатором» активности человека, результатом которой является изменение не только психическое, но и физическое.

Таким образом, можно сделать вывод, что взгляды на природу самоактуализации и особенности её проявления в жизни и деятельности во многом совпадают у представителей различных психологических направлений. Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс осознания личностью своих потенциальных сил (личных особенностей и возможностей), смысла жизни и собственного предназначения, стремление к их развитию и реализация через ответственный свободный выбор, творческую самодеятельность и самостроительство.

2 Теоретические проблемы исследования влияния уровня притязаний на самоактуализацию личности

2.1 Уровень притязаний как объект психологических исследований

Понятие «уровень притязаний» традиционно определяется в психологии как уровень трудности цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из своих возможностей.

Наиболее значительные исследования, раскрывающие различные аспекты уровня притязаний, осуществлены в 30-40 годы прошлого столетия и связаны с именами Э. Толмена, К. Левина, Б.В. Зейгарник, Ф. Хоппе, Т. Дембо, Р. Сирса и др. В этих и более поздних зарубежных и отечественных исследованиях (Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина и др.) уровень притязаний рассматривался в рамках динамического подхода проблем самооценки, мотивации достижения, успеха, изучались проблемы взаимосвязи уровня притязаний с личностными чертами, возрастными периодами, психическим здоровьем, эффективностью обучения.

Ввела понятие «уровень притязаний» Т. Дембо, представительница школы К. Левина, интерпретируя его как «более легкую промежуточную цель, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам»[16, С.18].

Первый экспериментальный анализ явления притязаний был сделан также представителем этой школы Ф. Хоппе. Вводя понятие «уровень притязаний», Ф. Хоппе пишет: «В рассматриваемых здесь случаях испытуемые приступают к работе с определенными притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут изменяться. Совокупность этих, сдвигающихся с каждым достижением, то неопределенных, то точных ожиданий и притязаний, связанных с будущим достижением, мы будем называть «уровнем притязаний» испытуемого. Смотря по обстоятельствам, уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения»[4, С.10].

Предметом интереса Ф. Хоппе являлось изучение проблемы успеха и неудачи, которым обычно приписывали смысл принципа выбора. Хоппе удалось открыть довольно устойчивый феномен: повышение уровня притязаний после успеха и снижение его после неудачи. Он отмечал, что изменение уровня притязаний обычно следует после относительно устойчивого повторения позитивного или негативного результата, а не сопровождает единичный успех или неудачу.

Большой заслугой Ф. Хоппе является введение в психологию понятия «идеальная цель» - которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека. Он указывает на то, что в каждый момент уровень притязаний испытуемого согласуется с одной из целей, но общий образ действия индивида «определяется не только временной целью, соответствующей уровню притязаний в данный момент, но и более общей, всеохватывающей целью, которая, хотя в данный момент не является актуальной, всё же стоит за соответствующей отдельной целью и детерминирует поведение испытуемого» [4, С. 15].

Работы Ф. Хоппе и Т. Дембо пробудили интерес к этой области исследования и послужили началом целой серии экспериментов, посвященных изучению факторов, влияющих на уровень притязаний. Обобщая полученные результаты, К. Левин писал, что в уровне притязаний имеются явно выраженные и глубоко индивидуальные различия: «Отношение между уровнем притязаний и уровнем выполнения широко различается среди индивидуумов и, по-видимому, представляет надежную и общую личностную черту» [16, С.77]. Он полагал, что высота уровня притязаний является результатом тенденций:

- поддерживать уровень притязаний столь высоким, насколько это возможно;

- избегать неудачи;

- держать уровень притязаний в тесной связи с реалистической оценкой будущего выполнения.

К. Левин также отмечает, что социальная ситуация и похвала способствуют повышению притязаний с самого раннего периода их развития. Причем, выбор цели определенной сложности предполагает, что ряд целей рассматривается как подчиненные более крупной целевой структуры, а сама деятельность может рассматриваться как часть цели. Более важной и трудной проблемой для выявления закономерностей уровня притязаний является проблема детерминации этого феномена.

К. Левин многочисленные детерминанты уровня притязаний классифицирует на: ситуационные (временные) и стабильные (социально-психологические и личностные). К ситуативным детерминантам К. Левин с учениками относили выявленное уже в первых экспериментах Ф. Хоппе, Т. Дембо влияние успехов и неудач при достижении целей [16, С.112]. К ситуативным детерминантам уровня притязаний К. Левин относил также перенос успешности и неуспешности с одной части эксперимента на другую, а также ранги трудности заданий, которые могут оказывать воздействие на выбор цели индивидом. В группу устойчивых детерминант К. Левин включил прошлый опыт, групповые стандарты и некоторые культурные факторы. Так, М. Юкнат выявила, а позже П. Сирз и Л.В. Бороздина [4, С. 27] и др. подтвердили, что положительный прошлый опыт повышает уровень притязаний, а отрицательный - снижает. Психологами выявлено значительное влияние социальной детерминанты на уровень притязаний индивида в лабораторных испытаниях: у К. Левина - это норм и стандартов; у Т. Дембо, Л. Фестингера, П. Сирз - достижений группы и отдельных ее членов. К. Левин и Л. Фестингер установили, что на уровень притязаний индивида могут влиять нормы других групп, которые престижны и референтны для него. Социальные сравнения могут выражаться и в ориентации на традиции и притязания семьи.

Исследования первых учеников К. Левина (Ф. Хоппе, Ю. Дж. Френк, М. Юкнат, П. Сирз) дали ему основания говорить и о влиянии некоторых личностных детерминант на уровень притязаний, важнейшими из которых он называл мотивацию и самооценку [16, С.36].

Главной личностной детерминантой уровня притязаний большинством исследователей этого феномена признается мотивация, действующая, по нашему мнению, в комплексе с другими личностными и социально-психологическими факторами, составляющими в совокупности «психологическое поле» личности. Приоритет в анализе влияния мотивации на уровень притязаний принадлежит Дж. Френку, который экспериментально установил три мотива определяющих постановку целей:

1) потребность удерживать притязания на большей высоте;

2) ставить цели, близкие к реальному исполнению;

3) избегать неудачу.

Эти потребности, по утверждению Дж. Френка, формируют стабильный характер целеобразования личности в разных видах деятельности и соответствуют «парению в облаках», трезвому реализму и осторожности. Усиление одного из мотивационных воздействий вызывает отклонение уровня притязаний.

В отечественной психологии важная роль мотивов в формировании уровня притязаний выявлена многими авторами. Так, М. С. Неймарк утверждает, что на уровень притязания пятиклассников (в искусственном эксперименте) очень сильно влияет мотив самоутверждения [4, С.86]. В. Г. Маралов считает, что связь мотивации с уровнем притязаний «проявляется как в процессах целеобразования, так и в процессе достижения принятой или поставленной цели». Важным для понимания формирования уровня притязаний является мнение Л. И. Божович, что сами мотивы в ходе деятельности, претерпевают существенные изменения и вывод В. К. Калина о том, что у студентов в трудные периоды работы уровень притязаний сам начинает выполнять функцию мотива [4, С. 93].

Было проведено много исследований, касающихся влияния притязаний на успех-неуспех в профессиональной сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита постулируется мысль о том, что люди с высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью в достижении имеют низкие профессиональные притязания и низкий профессиональный престиж [4, С.97].

В рамках исследований притязаний как показателей мотивации достижения изучалась связь профессиональных целей, собственных установок с параметрами достижения (экспертными статусом, достижением независимости, жадностью, соперничеством, отношением превосходства, статусом равенства).

Изучались также влияние успеха и неудачи на уровень притязаний и внутренние позиции. В исследовании Стейсел и Коэна обнаружено, что при нескольких неудачах в решении задач (арифметических, у студентов) уровень притязаний возрастает (делается попытка решить более сложные задания) и сокращается время на его решение (студент старается быстрее выполнить задание). Это не происходит при слабых неуспехах. В другом исследовании определялось, как влияет успех, неудача в решении достиженческих задач (которые выдавались за задания на индивидуальные способности) на испытуемых. Было установлено, что при успехе изменяется в позитивную сторону самоуважение, повышается эгоцентризм. При неудаче отмечалось снижение самоуважения, социального интереса, властных амбиций [33, С.68].

Исследовались отношения уровня притязаний со свойствами личности (тревожность), темперамента (эмоциональная устойчивость). Я. Рейковский установил, что занижение уровня притязаний характерно для так называемых перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели люди, избирающие цели на уровне фактического выполнения. Такую позицию (перестраховщика) определяет эмоция тревоги: ситуативной или пролонгированной. В исследовании А.Н.Капустина (1980) обнаружено, что индивиды с сильной нервной системой обладают высоким и адекватным или завышенным уровнем притязаний, испытуемые со слабой нервной системой проявляют склонность к занижению притязаний [4, С.67].

Эмоции оказывают большое влияние на поведение индивида в ситуации неуспеха. В работе И.А.Васильева отмечается, что в случае неуспеха изменяется стратегия решения задачи: люди, ориентированные на состояние, вследствие переживания негативных эмоций, склонны в дальнейшем решать задачи последовательно -- аналитически (что, по экспериментальным данным автора, менее эффективно); у людей, ориентированных на действие, не происходит переживания негативных эмоций, их стратегия решения задач является целостно-интуитивной, направленной на выявление смыслового контекста, схватывание общего замысла нахождения решения [4, С.72].

Особое место занимает изучение уровня притязаний как показателя самооценки.

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний 12, С.45

Самооценка =Успех / Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.

Анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку (Серебрякова). О самооценке свидетельствует, при таком подходе, уровень трудностей выбираемых заданий (Резниченко, Захарова, и др.). При этом, в качестве задач часто выступают учебные задания (т.к. большинство таких исследований проводятся на школьниках и студентах) и рассматривается такой параметр как адекватность-неадекватность.

Однако, в ряде работ совпадение самооценки и уровня притязаний фиксируются далеко не в 100% случаев. Н.Л. Коломинский показал, что притязания могут быть скромнее вербальной самооценки. По мнению Л.В. Бороздиной, необходимо учитывать, что более глубокое изучение рассматриваемых феноменов диктует их разделение и применение разных методов регистрации [4, С.61]. Экспериментально показано, что самооценка и уровень притязаний не всегда совпадают по высоте, устойчивости, адекватности. Случаи совпадения уровней самооценки и притязаний характеризуются самопринятием, удовлетворенностью актуальным статусом. При подъеме уровня притязаний относительно самооценки регистрируется недовольство собой и достигнутым результатом, намерение изменить, а иногда сломать сложившиеся положения. Заниженный уровень притязаний по сравнению с самооценкой говорит об известной осторожности субъекта, избегании риска, оберегании достигнутого [4, С.67].

Однако такого рода исследований проведено мало; они являются, скорее, исключением из правил. Большинство же авторов диагностируют самооценку через механизм уровня притязаний (Алексеева, Бурова, Суворова, и др.). В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе -- соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели 4, С.76.