logo
Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

2.2 Обсуждение результатов исследования гендерной идентичности личности и подверженности личности гендерным стереотипам

Как уже было отмечено ранее, гендерная идентичность испытуемых, а также степень их подверженности гендерным стереотипам изучалась с помощью стандартного и модифицированного опросников Сандры Бем.

Участие в исследовании приняли 40 испытуемых, разделенных на две группы по 20 человек - группа мужчин приблизительного одного возраста (20-23), считающих себя гетеросексуалами (выборка A), и группа мужчин того же возраста, считающих себя гомосексуалами (выборка B).

Исследование гендерной идентичности индивидов (с помощью стандартного опросника С. Бем) в выборке A показало, что 60% опрошенных относятся к маскулинному типу личности, 30% - к андрогинному и только 10% - к фемининному. Это же исследование в выборке B дало следующие результаты: 80% опрошенных являются андрогинами, 10% относятся к маскулинному типу личности и, соответственно, 10% - к фемининному. Наглядно эти данные представлены в таблице:

Тип личности

Выборка A

Выборка B

Андрогинный

30%

80%

Маскулинный

60%

10%

Фемининный

10%

10%

Данные результаты подтверждают распространенное мнение о том, что среди представителей гомосексуальной ориентации преобладают индивиды с андрогинным типом личности. С другой стороны, высокий показатель андрогинии в выборке A может свидетельствовать о расширении и ослаблении категоричности рамок гендерных стереотипов в современном обществе, что говорит о развитии толерантности человеческого мышления в нашей стране. Возможно, это - первые предпосылки дальнейшей нормализации отношения к гомосексуальности в России.

В нашей работе нам более интересны результаты модифицированного опросника С. Бем, который, как уже отмечалось ранее, направлен на определение подверженности личности традиционным гендерным стереотипам, т.е. степени восприятия и осознания традиционно «мужского» и традиционно «женского» - восприятия и осознания стереотипов, которые усваиваются (или не усваиваются) личностью в процессах дифференциальной социализации и гендерной стереотипизации. Таким образом, результаты данной методики позволят нам судить о состоятельности или несостоятельности гипотезы нашего исследования.

Исследование показало, что 100% опрошенных в обеих выборках адекватно ключу методики дифференцируют маскулинные характеристики, причисляя их к образу традиционно «мужского», и фемининные характеристики, причисляя их к образу традиционно «женского». При этом подавляющее большинство испытуемых (90%) отметило тот факт, что большую часть представленных характеристик (например, любовь к детям, веру в себя, жизнерадостность) можно равноценно отнести как к «мужскому», так и к «женскому» образу, т.к. данные черты скорее индивидуальны и имманентны и гендер-независимы.

Более подробные результаты данной методики представлены в таблице:

Параметр соотнесения

% совпадений в выборке A

% совпадений в выборке B

Маскулинные черты в образе «мужского»

85%

80%

Фемининные черты в образе «женского»

85%

75%

Из таблицы видно, что стереотип традиционно «мужского» и «женского» адекватно выстроен и дифференцирован как у испытуемых-гетеросексуалов в выборке A, так и у испытуемых-гомосексуалов в выборке B. Так как все испытуемые воспитывались в едином социально-культурном пространстве, можно предположить, что формирование гендерной идентичности личности не продиктовано факторами дифференциальной социализации и гендерной стереотипизации, а сексуальная ориентация личности во многом формируется не средой, а большей частью под воздействием иных факторов. Об этом свидетельствует адекватное с точки зрения общественных норм восприятие традиционных образов мужчины и женщины испытуемыми обеих выборок.