ВВЕДЕНИЕ
Акмеологические технологии разрабатываются в рамках модели предмета акмеологии, отражающей переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и ее профессионализма) к будущему идеальному. Данная модель включает интегральную характеристику наличного состояния и потенциала личности, алгоритмов и способов его развития, образа будущего состояния, ожидания контрольных механизмов и функционирования обратных связей.
Акмеологическая технология - совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. [10]
Главным методом акмеологических технологий является внутренне или внешне осуществляемое акмеологическое воздействие.
Акмеологическое воздействие - это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное, прежде всего, на развитие личности или группы. Акмеологическим может стать любое психологическое воздействие, осуществляемое в интересах личности, ее развития - объекта воздействия - и имеющее гуманистическую направленность. [10]
Акмеолога интересует то, что наилучшим образом способствует прогрессивному личностному развитию, независимо от того, является это «биологическим» или «социальным».
Поэтому, если у конкретной личности имеются акцентуации, которые не компенсируются (или их не следует компенсировать), они не имеют социально негативной направленности и сознательно контролируются личностью, акмеологи будут искать тот вид профессиональной деятельности, в котором данная акцентуация будет являться профессионально важным качеством. Умеренно выраженная акцентуация, имеющая социально позитивную направленность, в большинстве случае становится психологическим, профессионально важным качеством, помогающим добиться успеха в деятельности, именно такие акцентуации являются главными детерминантами профессиональных достижений.
Главное, чтобы такой человек нашел свое место в огромном профессиональном мире, и очень важно помочь человеку на ранних этапах его жизненного пути найти это место. Поэтому, огромное значение имеет акмеологическое сопровождение личностного и профессионального развития человека, что определяет актуальность выбранной темы - акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального развития человека. Учитывая важность проблемы, мы поставили цель работы:
представить тренинг и технологии психологического консультирования как разновидности акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека.
Объектом данного исследования является литература, связанная с заявленной проблематикой.
Предметом исследования - тренинг и технологии психологического консультирования как разновидности акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение задач исследования: 1) теоретический анализ литературы, освещающей состояние проблемы исследования;
2) установление специфических особенностей тренинга и технологии психологического консультирования как разновидностей акмеологических технологий личностного и профессионального развития человека.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение:
тренинги и психологическое консультирование способствуют прогрессивному личностно-профессиональному развитию личности до уровня высокого профессионализма.
Проверка гипотезы и реализация поставленных задач осуществлялась при использовании следующих методов исследования:
- теоретический анализ психологической и акмеологической литературы по проблемам технологий сопровождения личностно-профессионального развития человека;
- методы наблюдения, беседы и другие.
При написании работы придерживались следующей структуры.
Во введении обосновываются цель, предмет, гипотеза исследования.
Глава первая посвящена теоретическому анализу психолого-акмеологической литературы по проблеме технологии психоконсультирования как разновидности акмеологических технологий личностно-профессионального развития человека. Также в главу вошли параграфы о понятии и структуре психологического консультирования, об особенностях акмеологического консультирования.
Глава вторая посвящена теоретическому анализу психолого-акмеологической литературы по проблеме тренинга как разновидности акмеологических технологий личностно-профессионального развития человека. В главу вошли параграфы о понятии и структуре тренинга, об особенностях проведения акмеологического тренинга.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы.
????? 1. ?????????? ???????????????? ???????????????? ??? ????????????? ??????????????? ?????????? ??????????? ? ????????????????? ???????? ????????
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.1 Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования и особенности запросов клиентов
- 1.2 Стратегии психолого-акмеологического консультирования и основные приемы консультативной работы
- 1.3 Схема сеанса индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- 2.1 Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности и особенности поведения руководителя аутопсихологического тренинга
- 2.2 Формирование тренинговой группы и основные этапы тренинга
- 2.3 Технологии ресурсосбережения как технологии, относящиеся ко всем типам аутопсихологического тренинга