Выбор профессии

контрольная работа

1. Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка ("Я люблю исторические романы, стану-ка я историком"), затем с точки зрения его способностей ("У меня хорошо идёт математика, не заняться ли ею?") и, наконец, с точки зрения его системы ценностей ("Я хочу помогать больным людям, стану врачом"; "Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?"). Интересы, способности и ценности проявляются, может не сильно, но на любой стадии выбора. Ценностные аспекты, как общественные, осознание социальной ценности той или иной профессии, так и личные, осознание того, чего индивид хочет для себя, являются более обобщёнными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь подкрепляют интерес.

Четвёртый этап - практическое принятие решения, сам выбор профессии включающий в себя два главных компонента:

· определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности подготовки к нему;

· выбор специальности.

Вообще говоря, последовательность этих двух выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности, "хочу заниматься медициной", а потом - уровень квалификации: быть врачом, фельдшером, медсестрой или санитаркой, или наоборот - сначала выбрать уровень, а потом уже специальность "Буду поступать в вуз, но ещё не знаю в какой". Но фактически, судя по данным социологов, второй путь решительно преобладает, в частности ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом направлении.

Многое зависит также от социальной престижности профессий. Престиж той или иной профессии в общественном мнении обычно находится в обратном отношении к её массовости. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться, заняться чем-либо другим.

Подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно. Социологами был проведён эксперимент. Весной, перед окончанием школы, выпускников одной из школ опрашивали, каким они видят своё ближайшее будущее, какую профессию изберут, где будут работать или учиться и т.д.

Те же вопросы задавали одноклассникам (каждый давал прогноз о каждом), учителям и родителям.

Через полгода, осенью, социологи выяснили, как фактически сложилась судьба выпускников. Подсчёты показали, что наиболее точными были предсказания одноклассников. Учителя, как и родители, оказались неважными "пророками".

Существенные факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии это сложный и длительный процесс.

Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности.

Первая - затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов.

Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов повзросления и устойчивого образа "Я", самоуважения и т.д.

Делись добром ;)