logo
Акцентуации характера осужденных

Введение

Актуальность исследования. Условия мест лишения свободы не могут не влиять на характер осужденного и способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Здесь надо исходить из того факта, что в нерезко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Несколько позже аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, а в наши дни -- Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Психолого-педагогическое влияние на осужденных не возможно оказывать без знания их психологии. Точная ориентация в психологии личности осужденных помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход.

Изучать личность осужденного необходимо в целях профилактики правонарушений с его стороны в дальнейшем. Исправление и перевоспитание характера осужденного подчинено общим закономерностям перевоспитания его личности. Отсюда вытекает педагогическое правило: для формирования цельного высоконравственного характера у осужденных необходимо стремиться к всестороннему развитию личности, исправлению не только отдельных его черт, а их совокупности.

Поскольку основную подструктуру характера составляют качества направленности, постольку важнейшим условием перевоспитания характера у осужденных становится изменение их направленности, формирование установки на исправление.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие.

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Психолого-педагогическое влияние на осужденных не возможно оказывать без знания их психологии. Точная ориентация в психологии личности осужденных помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход.

Цель исследования выявить типы акцентуаций характера у осужденных.

Объект исследования акцентуации характера.

Предмет исследования особенности акцентуаций характера у осужденных.

Задачи исследования:

- дать понятие характера;

- проследить историю исследований акцентуаций характера;

- рассмотреть особенности структуры характера у осужденных;

- проанализировать типы характера у осужденных.

Изучать личность осужденного необходимо в целях профилактики правонарушений с его стороны в дальнейшем. Исправление и перевоспитание характера осужденного подчинено общим закономерностям перевоспитания его личности. Отсюда вытекает педагогическое правило: для формирования цельного высоконравственного характера у осужденных необходимо стремиться к всестороннему развитию личности, исправлению не только отдельных его черт, а их совокупности.

Поскольку основную подструктуру характера составляют качества направленности, постольку важнейшим условием перевоспитания характера у осужденных становится изменение их направленности, формирование установки на исправление.