logo
Акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков

Введение

Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально - психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [44, с.173].

Вопрос изучения подростковой трудновоспитуемости имеет междисциплинарный характер, поскольку исследование этой проблемы ведется в рамках таких наук, как социология, психология, педагогика, патопсихология, право, каждая из которых имеет свои методологические подходы к ее определению, изучению, свою терминологию и свое понимание механизмов образования трудновоспитуемости в подростковом возрасте.

А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера -- это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Актуальность поставленных проблем обуславливает выбор темы дипломной работы - «Акцентуация характера у трудновоспитуемых подростков».

Этой проблеме посвящены работы следующих авторов: Кочетова А.И. «Перевоспитание подростка» [20], Белёчевой С.А. «Основы превентивной психологии» [6], Степанова В.Р. «Психология трудных школьников» [52].

Предмет исследования: особенности акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.

Объект исследования: акцентуации характера подростков.

Цель работы: изучение особенности акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.

Гипотеза исследования: у различных категорий трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

* Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.

* Подбор диагностического материала.

* Проведение исследования.

* Анализ полученных результатов.

Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.

2. Подбор диагностических средств для изучения особенностей мотивационной сферы подростков 15-17 лет.

3. Проведение экспериментального исследования акцентуации характера у подростков, учащихся первого курса училища №8 г. Йошкар-Олы.

4. Психологический анализ особенностей акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.

Методы исследования:

1. Теоретические - анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические - методы сбора данных (эксперимент).

3. Методы математической (статистической) обработки результатов.