logo
Акцентуация характера в профессиональной деятельности менеджера

2.1 Общая характеристика групп и методы исследования проблемы

Для анализа было взято три группы студентов 3 курса университета "СГУПС" факультета "Управление персоналом".

В настоящий момент на потоке 63 человек (50-девушек и 13 юношей). Социальный портрет коллектива: большая часть студентов воспитываются в полных семьях, хотя многие живут отдельно от родителей.

Студенческие группы были сформированы в 2011 году, и в настоящий момент обучаются по специальности 080505 "Управление персоналом".

Студенты в группах дружны, вполне старательны в учёбе. У большинства студентов преобладает внешняя положительная и внутренняя мотивация профессиональной деятельности. У многих преобладают оценки 4 и 5, но есть учащиеся, которые менее успешно справляются с учёбой. Дисциплина в группах практически не вызывает беспокойства.

Отношения, как на потоке, так и в каждой группе в отдельности ровные, но иногда возникают небольшие конфликты, которые разрешаются в короткие сроки. Большинство относятся к учёбе положительно, но есть студенты, которые снизили учебные требования к себе, а кто-то вообще не посещает занятия. В общей сложности занятия посещают стабильно 17 человек.

Направленность коллектива

Чувство гражданственности и интереса к политической жизни почти не выражено. Видимо, это связано с нехваткой времени на обсуждение этих проблем. Хорошая успеваемость на данный момент и является долгом и гражданской позицией студента. Отношение коллектива к нарушениям норм общественной морали в целом негативное. Студенты, склонные к нарушению этих норм, также не проявили себя и в учебе и были отчислены.

Мы охарактеризовали группу, далее переходим к методам исследования нашей проблемы.

Наиболее оптимальным и часто используемым способом в исследованиях акцентуаций характера представляется метод опросников. Он основан на предоставлении информации от наблюдаемого объекта. Это, с одной стороны, облегчает проведение исследования, а с другой - может вносить определенные искажения в связи с субъективным отношением исследуемого, его мотиваций, его интеллектуальным уровнем, желанием представления социльно ожидаемых ответов[13].

Для диагностики типа акцентуированных личностей предназначен опросник Х. Шмишека, основу которого составляет концепция Карла Леонгарда. При проведении диагностики исследуемого К. Леонгард настаивает на обязательном использовании таких средств как наблюдение и обследование. Автор призывает наблюдать за мимикой, интонациями, жестами обследуемого. По его мнению, именно эти средства наиболее полно могут дополнить картину диагностики: "…наблюдения за мимикой - наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для диагностирования человеческой личности, ибо здесь чисто духовное содержание находит непосредственное внешнее выражение, которое также непосредственно может быть воспринято другим человеком…"[1].

Основной задачей опросника К. Леонгарда - Н. Шмишека является диагностика типов акцентуации личности. В качестве теоретической основы данной методики выступает теория акцентуированной личности Карла Леонгарда. Важно отметить, что данная методика ориентирована на выявление акцентуаций у взрослых. Список вопросов разработал Г.Шмишек на основе теории К. Леонгарда в 1970 году, с помощью которых определяются десять типов акцентуаций: 1. застревание; 2. педантизм; 3. демонстративность; 4. возбудимость; 5. гипертимность; 6. дистимия; 7. аффективно-лабильный тип; 8. аффективно-экзальтированный тип; 9. тревожность, боязливость; 10. Эмотивность[8].

Сам автор акцентировал свое внимание на том, что одних ответов на вопросы недостаточно. Для составления полного истинного представления о поведении и характере личности необходимо иметь возможность наблюдать человека в его непосредственной обстановке: дома, на работе, среди друзей, коллег.

Таким образом, можно сделать вывод, что беседа и наблюдения, которые делает исследователь во время обследования, является одним из наиболее достоверных методов описания личности, чем просто проведение опроса или теста. Очень часто более информативным и показательным оказывается не то, что ответил исследуемый, а то, как он это сделал: с какой интонацией, какое выражение лица было в момент ответа, какими жестами он сопровождал свой ответ. Итак, заявления обследуемого могут служить лишь ориентиром, критерий же определения личности - это особенности поведения человека в конкретных ситуациях.