logo
Акцентуация характера в профессиональной деятельности менеджера

2.2 Результаты исследования акцентуаций характера студентов

Было проведено тестирование групп с помощью теста К. Леонгарда (приложение 1), в котором приняло участие 53 человека (44 девушки и 9 юношей).

Тест состоял из 88 вопросов, касающихся разных сторон личности, на которые необходимо было дать ответ "да" или "нет", из 10 шкал, соответствующих перечисленным выше акцентуациям личности. Ответы на вопросы должны быть занесены в регистрационный лист, после чего происходил подсчет показателей по каждому виду акцентуаций с помощью специальных ключей (приложение 2).

После подсчета всех ответов были выведенные средние баллы по каждому типу акцентуации, они представлены ниже на диаграмме.

Рисунок 2.1 - Результаты теста К. Леонгарда групп БУП-311-313.

Из приведенных результатов видно, что у испытуемых наиболее выражены такие типы акцентуаций как: гипертимический, циклотимический и аффектно-экзальтированный. Это говорит о том, что большинство испытуемых эмоциональны, мягкосердечны, но тактичны, сочитание серьезности и романтичности. Такие руководители, как правило, личности, психологические особенности которых связаны именно с лидерскими качествами, оптимизмом, повышенной жизненной активностью. Такие люди легко преодолевают трудности, но если проблема кажется неразрешимой, они, скорее всего, бросят дело, нежели будут искать пути решения. Речь, как правило, эмоциональная, иногда даже экспрессивная, веселая, благодаря чему они всегда в центре внимания окружающих. Очень хорошо развиты логическое мышление, коммуникативные и организаторские способности. Они с легкостью устанавливают нужные деловые и личные контакты, имеют много друзей. Меньше всего выражены такие типы как: тревожный, дистимический и неустойчивый. Что характеризует студентов как сдержанных и "гибких" во всех отношения людей, нормально воспринимающих критику в свой адрес. В основном люди этого типа встречаются среди директоров небольших предприятий, руководителей второго уровня и заместителей. Это связано с тем, что люди с такими качествами не любят нести полную ответственность за принимаемые решения, а особенно -- за других. Они долго терпят какую-то проблему, а потом аффективный взрыв происходит как будто на ровном месте. На самом деле они выходят из себя по принципу "последней капли". А воспоминания о том, что стало причиной таких эмоций, еще долгое время могут вызывать соответствующее, эмоционально окрашенное раздражение[14]. Помимо тестирования к исследовательской группе применялся метод наблюдения.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

А) непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

Б) пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

В) сложность (порой -- невозможность) повторного наблюдения.

Предметами наблюдения выступали различные особенности поведения:

А) Вербальное поведение

Содержание речи

Продолжительность речи

Интенсивность речи и др.

Б) Невербальное поведение

Экспрессия лица, глаз, тела

Выразительные движения и др.

Перемещения людей

Дистанция между людьми

В) Физические воздействия (касания, толчки, удары и др.)[13].