Акцентуация характера в профессиональной деятельности менеджера

курсовая работа

3.1 Пути решения выявленных проблем

Изучив литературу и проведя анализ исследования, были выявлены следующие проблемы и пути их решения:

А) Выбранная профессия не свойственна типу акцентуации.

Так, например, каким бы хорошим специалистом не был сотрудник, если он не умеет принимать решения и не может вести за собой, он никогда не станет успешным директором, который поднимет организацию на новый уровень. Далеко не все люди могут быть руководителями и занимать управляющие должности, так же как и не всем дано всю жизнь быть исполнителями. Но не нужно забывать о том, что к руководителям с разными типами акцентуаций нужно иметь индивидуальный подход.

Б) Неточность результатов опросников.

Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. Максимум внимательности нужны на стадии инструктирования, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. На стадии оценки результатов, анализируя график, следует заметить, что профиль акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае советуется при определении типов акцентуации не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оценивать форму профиля.

В) Руководитель не должен вешать на сотрудников "ярлыки" акцентуаций, особенно, если он (руководитель) не близко знаком со своими подчиненными.

Наличие акцентуаций еще не является признаком патологии, а свидетельствует об определенном потенциале личности, подход К. Леонгарда можно использовать в работе со здоровыми людьми с целью описания их возможностей и ограничений, а также прогноза поведения в различных ситуациях. Однако при этом необходимо проявлять осторожность в интерпретациях и не забывать о "крайностях", которые Леонгард включил в свои описания выделенных им типов.

Г) Конфликты подчиненных с руководителями из-за несовместимости типов акцентуаций.

Далее разберем три самых распространенных типа акцентуаций у руководителей и как вести себя с ними:

А) Гипертимные руководители

Слишком выраженная веселость руководителя указывает на его неумение замечать серьезные проблемы, обходить их стороной. Гипертимные руководители требуют четкого и точного выполнения своих указаний, чего бы это не касалось: работы или личных просьб. Если по каким-то причинам вы задерживаете выполнение работы или не можете что-то сделать, объясните это руководителю заранее в логичной форме с указанием не эмоциональных, а рабочих причин.

Речь. Ваша речь должна быть четкой, логичной, с как можно меньшим количеством прилагательных, уточнений и слов-"паразитов". Руководствуйтесь правилом "7 ± 2", подтверждающим, что человек хорошо и четко воспринимает именно столько слов, а смысл остальных может утрачиваться[15].

Конфликтные ситуации. В конфликтных ситуациях нужно знать, что гипертимные люди не злопамятны. Они легко "загораются", но и быстро "остывают". Когда у вашего начальника появляется желание выплеснуть на вас раздражение, постарайтесь избежать общения с ним. Если же попали под горячую руку, нужно сдержать агрессию в ответ. У вас еще будет возможность поговорить об этом после того, как руководитель успокоится. Объясните, что подобное отношение к вам неприемлемо и что у вас есть просьба о формировании уважающих друг друга отношений. В противном случае рано или поздно вы станете объектом для выплеска негативной энергетики шефа.

Б) Застревающие руководители

Они долго терпят какую-то проблему, а потом аффективный взрыв происходит как будто на ровном месте. На самом деле они выходят из себя по принципу "последней капли". А воспоминания о том, что стало причиной таких эмоций, еще долгое время могут вызывать соответствующее, эмоционально окрашенное раздражение. При заметном выражении качеств застревающего типа у руководителей могут проявляться такие негативные качества, как чванство, чрезмерно выраженное честолюбие, заносчивость и самонадеянность. Вместе с тем, при нормальном выражении застревающие начальники используют демократический стиль руководства, способны принимать во внимание мнение коллектива, принимать коллегиальные решения и идти на компромиссы[15].

Речь. При общении с таким руководителем речь должна быть спокойной, без эмоционального окраса. Можно использовать описания и сравнения, объяснения, прилагательные. Предложения могут быть длинными и состоять из нескольких частей, логически связанных между собой. То же касается и письменной речи. Такие начальники, в отличие от гипертимных, любят, но не требуют использования в документах фраз, словосочетаний и выражений, которыми пользуются сами. Например, речь может быть построена так: "все, что вы просили качественно сделать по нашей проблеме сделано хорошо".

Конфликтные ситуации. При незначительно выраженных застревающих качествах руководитель старается не допускать возникновения конфликта. Он интуитивно чувствует, что в коллективе что-то не так, и готов помочь в разрешении ситуации. Поэтому, если в ваших отношениях возникли недоразумения, можно их решить спокойно и четко определить компетенцию и функциональные обязанности каждого. Такой начальник особенно ценит преданность себе и общему делу, поэтому ваше стремление найти с ним общий язык, избежать лишнего обострения конфликта всегда найдет отзыв. Однако если ваш начальник ярко выраженная застревающая личность, надо быть готовым к тому, что он всегда чем-то или кем-то недоволен, ищет способ самоутвердиться за счет уничижения других. В такой ситуации остается только хорошо выполнять свои обязанности, не пытаться сблизиться с ним ни в чем. Если же вы чувствуете, что попали под постоянный эмоциональный прессинг со стороны руководителя, вполне вероятно, что придется искать другую работу. Застревающие люди прекрасные манипуляторы, и некоторые из них забывают, где находится грань между служебной необходимостью и общечеловеческой порядочностью.

В) Педантичные руководители

Название этого типа акцентуаций говорит само за себя. У педантичных начальников все должно быть четко, правильно и однотипно. Это достаточно тяжелый тип руководителя, однако если вы по своему психологическому типу тяготеете к излишнему порядку и дисциплине, у вас получится построить с ним хорошие отношения. Для этого типа наиболее важны налаженность отношений, порядок на территории предприятия, распорядок дня. Опоздание, как свое, так и кого-то из подчиненных его раздражает. Если гипертимный начальник при вашем опоздании "пошумит для порядка", застревающий потерпит недельку-две, а потом предупредит о возможном взыскании, то педант может впасть в истерику и отчитывать вас полдня. Для него важен порядок на столах сотрудников, чистота помещений, отсутствие лишних предметов, отлаженная работа оргтехники и т. д.

Речь. Вам придется привыкать к его требованиям в устной и письменной речи использовать его слова и словосочетания. Во время деловых разговоров речь должна быть четкой, с достаточно подробным описанием того, о чем идет разговор. Педантичный человек более других частей речи предпочитает существительные и глаголы. Но, в отличие от гипертимного типа, требует большей дотошности и глубокой проработки проблемы. Скорее всего, он вообще предпочтет письменное изложение отчета, нежели устное. Это еще одна проблема, которая отнимет у вас время и силы, но даст возможность вызвать у начальника уважение к вам.

Конфликтные ситуации. Как правило, конфликты с педантичными начальниками возникают из-за нарушения порядка и правил, которые он создал или придерживается. Опоздание на работу, не вовремя исполненный документ, следы кофе на столе и т. д. Поэтому если вы что-то не успели или сделали ошибку, предупредите об этом начальника заранее. Для поддержания и сохранения хороших деловых отношений ваш начальник должен видеть в вас такого же педанта, как и он сам. Опять-таки нужно обращать внимание на адекватность реакции вашего начальника на возникшую причину конфликта. При нормально выраженных качествах этого типа акцентуации, как правило, разногласий на пустом месте не возникает. Но при сильном выражении придется трудно, поскольку даже расположение монитора на вашем столе может вызывать раздражение.

Делись добром ;)