1.2 Кризис подросткового возраста
Активно кризис подросткового возраста стали изучать сравнительно недавно, начиная с двадцатого века. Среди зарубежных учёных подростковый возраст в рамках своих периодизаций психического развития рассматривали такие психологи, как Ж. Пиаже (1994), З. Фрейд (1923), Э. Эриксон (1996), Л. Колберг.
В России этот вопрос рассматривался в научных концепциях В.В. Зеньковского (1996), Л. И. Божович (1997), Л.С. Выготского (1929), Д.Б. Эльконина (1981).
В своей работе мы будем опираться на представления о подростковом кризисе, описанные Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным.
«Подростковый» кризис является переходом от младшего школьного к подростковому возрасту. Л.С. Выготский определил временные рамки подросткового кризиса таким образом: школьный возраст ( 8 - 12 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст 14 - 17 лет.
Д.Б. Эльконин: младший школьный период (7 - 11 лет) - кризис 12 лет - младший подростковый возраст (12 - 15 лет) (Эльконин Д.Б., 1981).
По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников (Божович Л. И., 1997).
По мнению Л.С. Выготского «критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально росту и поднятию культуры человеческого общества, культуры социальной среды.
Своеобразие полового созревания у человека заключается в том, что момент половой зрелости, социально-культурного созревания и окончания общеорганического развития и роста не совпадают» (Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В., 1999).
Это несовпадение обусловлено исторически. В далёком прошлом окончание половой зрелости и общеорганического развития совпадало с моментом социо - культурного созревания, но с течением времени социальная организация общества стала усложняться, обуславливая необходимость расширения рамок периода детства, что впоследствии и привело к возникновению кризиса подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста делится на две фазы - негативную и позитивную: негативная фаза (фаза влечений) - переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений во взаимоотношениях с взрослыми. То есть подросток с помощью разных форм неподчинения взрослому рушит старые, детские отношения с ним и строит новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка).
Негативная фаза соотносится с разрушением у подростка прежних и рождение новых интересов. Если это происходит по инициативе подростка, то возникают конфликтные отношения, которые способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него смысловой барьер к воздействиям взрослого. Если же это происходит по инициативе взрослых, то может протекать плавно, без конфликтов. В этом случае взрослый начинает заранее перестраивать свое отношение к подростку и узнавать, где именно и как можно увеличить его самостоятельность, а одновременно и повысить требования к нему, расширить зону ответственности.
Позитивная фаза - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, избирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов (как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь) (Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В., 1999).
Подростковый кризис и следующий за ним литический период можно описать, используя три основных понятия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте определяется переходом от детства к взрослой жизни, характеризующейся на данном этапе своеобразным чувством взрослости, т.е. желанием походить на старших.
В самом начале подросткового периода существует и рельефно проявляется особая деятельность, предметом которой является другой человек, прежде всего другой подросток как человек. В этой деятельности конкретное содержание занятий (чтение, приготовление уроков, моделирование, разговоры, прогулки) является лишь средством для осуществления общения с другим подростком. При этом именно другой подросток со своими человеческими качествами выступает как непосредственный предмет деятельности (Эльконин Д. Б., 2007).
Центральное новообразование рассматриваемого периода -- возникновение и формирование чувства взрослости. Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.
Через возникающее чувство взрослости происходит интерполяция всего поведения подростка (Эльконин Д. Б., 1989).Также одним из новообразований является формирующееся к концу этого периода самосознание, понимаемое как социальное сознание, перенесенное внутрь (Эльконин Д. Б., 1989).
Немаловажно сказать и об индивидуальных подростковых чертах, которые при определённых внешних условиях проявляются особенно ярко. Д.Б. Эльконин разграничил их по четырем направлениям: 1) изменения, возникающие в учебной деятельности; 2) возникновение новых форм общения и выделение общения в особую сферу жизни и деятельность; 3) формирование взрослости; 4) усвоение морально-этических норм (Эльконин Д. Б., 1989).
Таким образом, можно заключить то, что кризис подросткового возраста представляет сложный психологический феномен, вариативно изменяющихся под влиянием внешних воздействий, но при этом обладающий устойчивыми чертами и характеристиками.
- Введение
- Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции
- 1.1 Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция
- 1.2 Кризис подросткового возраста
- 1.3 Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции
- Глава 2. Материал и методы исследования
- 2.1 Организация исследования
- 2.2 Методы исследования
- 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет - аддикции в подростковом возрасте
- 3.1 Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков
- 3.2 Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков
- 3.3 Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет - зависимости
- Выводы
- 10.Проблема кризиса подросткового возраста в психологии. Взгляды психологов на причины кризиса подросткового возраста.
- 1.2. Кризис подросткового возраста.
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- § 5. Кризисы подросткового возраста
- 24. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возросту. Проблема кризиса подросткового возраста.
- Степень выраженности:
- Проблемы психологии подросткового возраста. Теории подросткового кризиса. Проявления подросткового кризиса.
- 6.2. Кризис подросткового возраста. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте