logo
Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста

1.3 Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции

Известно, что подростковый возраст насыщен стрессами и конфликтами, в нем доминируют нестабильность, энтузиазм, потребность в понимании, при отсутствии которого наблюдается контрастность в поведении. Избыточная активность может привести к истощению, безумная веселость сменяется печалью, уверенность в себе переходит в стыдливость и недоверчивость, эгоизм соединяется с альтруизмом, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, а живая любознательность сменяется однообразной деятельностью - все эти особенности психической жизни подростков могут послужить причиной ухода из реальной жизни в виртуальную (Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю., 2006). Факторами, усиливающими желание отстраниться от действительности, являются сложности в неформальном общении со сверстниками, плохая успеваемость в школе, неприятности в семье, непонимание и попустительское отношение близких.

Подросткам в такой непростой период жизни особенно необходимы чувства социальной связности, целостные ощущения и опыт в области искусства и гуманитарных наук, хорошие модели системы ценностей, высоконравственные отношения. И хотя иногда поведение подростков предполагает обратное, им все еще требуются близкие и заботливые отношения с ответственными и отзывчивыми взрослыми. Ни в коем случае нельзя позволить компьютерной деятельности заменить это критическое -- и подчас болезненное -- обучение. Чувство изолированности может вызывать у юных подростков склонность к депрессии, заниженной самооценке и антисоциальному поведению (Горбунова Л. Н., Анеликова Л. А., 2010).

Высокий уровень конфликтности в подростковой среде также стимулирует социальную изоляцию детей, предрасположенных к развитию компьютерной зависимости.

Для подростков, подверженных компьютерной зависимости, окружающий мир перестает вызывать интерес, они выбирают иную сферу самореализации -- компьютерные игры.

Уход в виртуальную игровую действительность часто сопряжен с изменением настроения подростка, проявлением эмоциональной неустойчивости, тревожности, агрессии (Репринцева Е. А., 2007).

Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает относиться к реальности как компьютерной «стрелялке» или «бродилке». В большинстве игр есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка создаётся убеждение, что все свершённые поступки в жизни можно восстановить. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни. Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру - ведь виртуальная реальность так многообразна и увлекательна.

Обобщая информацию, представленную в данной главе, можно сказать о том, что (в связи со сравнительно недавним началом изучения) в среде учёных, занимающихся проблемой компьютерной зависимости, нет единого мнения, взглядов и решения данного вопроса. Несмотря на разногласия учёных, сама проблема не исчезает, а наоборот с каждым годом всё интенсивнее набирает обороты, поражая всё новые слои населения. К группе риска относится молодое поколение, так как именно они стремятся к постижению различных инновационных технологий, не замечая за положительными качествами инноваций их негативных сторон.