Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста

дипломная работа

3.3 Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет - зависимости

Почти все опрошенные, которые набрали больше 50 баллов по методике Кимберли-Янг «тест на интернет-зависимость», обнаруживают у себя черты и особенности поведения, свойственные человеку, переживающему кризис 13 лет. Только у двух школьников выявлены некоторые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета, но не обнаружены черты кризисного периода.

Таблица 3

Соотношение кризиса подросткового возраста и склонности к интернет - зависимости

Низкая степень выраженности кризиса

Высокая степень выраженности кризиса

Нет «нарушений»

Есть «нарушения»

Нет «нарушений»

Есть

«нарушения»

Мальчики

6 (66,7 %)

1 (50 %)

2 (66,7 %)

9 (69,2 %)

Девочки

3 (33,3 %)

1 (50 %)

1 (33,3 %)

4 (30,8 %)

Всего

9 (33,3 %)

2 (7,4 %)

3 (11,1 %)

13 (48,2 %)

В данной таблице в обобщенный термин «нарушения» мы включили как интернет - аддикцию, так и некоторые проблемы, связанные с чрезмерным использованием компьютера.

Проанализировав полученные результаты, мы обнаружили, что у 9 из 27 опрошенных испытуемых отсутствуют как признаки подросткового кризиса, так и какие-либо нарушения, связанные с активным использованием компьютера. Количество мальчиков в этой группе в 2 раза больше, чем девочек. У 13 человек были выявлены признаки кризиса и определённые нарушения, причем девочек было примерно в 2 раза больше. Незначительными оказались результаты по критериям «есть кризис/ нет нарушений» (3 человека) и «нет кризиса/есть нарушения» (2 человека).

Рис. 1. Соотношение кризиса подросткового возраста и склонности к развитию зависимости от компьютера

Если обратить внимание на график, можно наглядно увидеть, что примерно у половины испытуемых (49%) одновременно присутствуют два нами изучаемых феномена.

Для анализа результатов в программе «Statistica 6.1.» мы взяли непараметрический метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты измерений представлены в ранговой шкале, что соответствует условиям использования данного метода.

Проведённый анализ дал следующие положительные коэффициенты корреляций: 1) анкета «Личностные особенности подростков» и «тест на интернет-зависимость» Кимберли - Янг r=о,68 при p< 0,05. 2) анкета «Личностные особенности подростков» и «способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Юрьевой Л.Н. и Больбот Т.Ю. r= 0,53 при p< 0,05.

Мы знаем что, если коэффициент корреляции по модулю оказывается близким к 1, то это соответствует высокому уровню связи между переменными. В нашем случае корреляции выявлены на уровне тенденций, такие результаты связаны малочисленностью выборки и использованием результатов, взятых из недостаточно достоверного источника - анкеты. Следовательно, на основе полученной корреляции нельзя делать однозначных, твёрдых выводов, но можно сказать, что прослеживается определённая зависимость между повышением показателя «выраженности подросткового кризиса» и повышением уровня компьютерной зависимости.

Рис. 1. Корреляционная плеяда кризиса подросткового возраста и склонности к компьютерной - зависимости

По результатам двух тестов видно, что в группах, отклоняющихся о нормы, преобладают девочки (соотношение примерно 2 к 1). Мы можем предположить, что такая особенность связана с ускоренным темпом физиологического развития организма девочек, т.е. начало кризисного периода у девочек наступает раньше, чем у мальчиков.

Данные, представленные в таблицах и диаграмме, говорят о том, что большинство школьников, которые испытывают переживания, связанные с кризисом подросткового возраста, пребывают на начальных стадиях развития компьютерной аддикции. Следовательно, можно сделать предположение о том, что подростки, испытывая сильные душевные волнения, тревогу, стресс, огорчаясь на непонимание близкого окружения, часто избирают своим спасителем компьютер, который незаметно поглощает всё их внимание, становится смыслом жизни.

Делись добром ;)