logo
Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста

Выводы

1. Проанализировав теоретические представления о феноменах «аддиктивное поведение» и «аддикция», мы пришли к выводу о том, что на начальных этапах формирования компьютерная зависимость может выражаться в виде аддиктивного поведения, переходящего в итоге в нехимическую аддикцию, так как обнаруживается рост толерантности к аддиктивному агенту, теряется контроль, главной целью в жизни является аддикция, появляется полная социальная дезадаптация.

2. Кризис подросткового возраста является сложным психологическим феноменом, который возник вследствие усложнения общества и вынужденного продления периода детства. Если взрослое окружение понимает потребности подростка, помогает ему справиться с его проблемами, то кризисный период проходит достаточно спокойно. Если же родители и учителя видят в подростке лишь непослушного, ленивого ребёнка, то в свою очередь подросток может действительно взбунтоваться или избрать решением всех своих проблем - уход в виртуальную реальность.

3. Подростки, у которых выявлены признаки, свойственные кризису 13 лет, чаще испытывают проблемы, связанные с чрезмерным увлечением компьютером (48,2 %), чем те, у которых эти признаки не обнаруживаются (33,3%). Также результаты метода ранговой корреляции Спирмена показывают, что выраженность развития компьютерной аддикции имеет прямую корреляцию с интенсивностью проявлений кризиса подросткового возраста. Следовательно, в настоящем исследовании между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции получена прямая достоверная взаимосвязь.

Заключение

В настоящее время доступность, привлекательность, лёгкость в использовании делает различные гаджеты и компьютерные устройства отличным способом ощутить безопасность, уйти от реальных проблем и самого себя. В представленной курсовой работе были проанализированы теоретические представления об аддиктивном поведении, аддикции в целом и компьютерной аддикции в частности. Подверглись анализу феномен подросткового кризиса и его возможное влияние на формирование компьютерной аддикции у подростков. Также было проведено исследование, направленное на выявление признаков кризиса и признаков компьютерной зависимости, в котором принимали участие учащиеся 7 класса негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Таланъ». Затем полученные результаты анализировались, и производилось сравнение между выраженностью проявлений признаков кризисного периода и компьютерной зависимости. Таким образом, можно сказать, что поставленные нами задачи и цель выполнены.

Исходя из сделанных выводов, можно говорить о том, что заявленная нами гипотеза, выражающаяся в идее, что между подростковым кризисом и компьютерной зависимостью существует связь, подтверждается частично. В представленной выборке испытуемых было выявлено только 3 человека с компьютерной зависимостью, остальные испытуемые с определёнными проблемами находились на начальной стадии увлеченности компьютерной зависимостью.

Практическая значимость нашей работы заключается в выявлении актуальных проблем, свойственных современному подростку, а именно развитие компьютерной и интернет - аддикций. Зная «врага в лицо», можно проводить качественную профилактику развития аддикции, а не бороться с уже имеющейся проблемой, потеряв драгоценное время.

Список литературы

компьютерный зависимость кризис подростковый

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского государственного университета: Научный журнал. - Сер. 14. - М.:Факел,1996. - №4 - С.14 - 20.

2. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века // Вопросы ментальной медицины и экологии.- 2000.- № 1.- С. 11-13.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -- Издание 2-е, стереотипное. -- М.: Издательство "Институт практической психологии", 1997. - 351 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 4. - 433 с.

5. Выготский Л.С. Педология подростка. - М.: Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. - 172 с.

6. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. // Психологический журнал. - Сер. 10. - М.: Экопсицентр РОСС, 2004. - № 1 - С. 90-100.

7. Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А., Семибратов А.Н., Смирнов Н.К., Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет. - М.: СОЛОН-ПРЕСС , 2010. - 175 с.

8. Гриффит В.Ю. Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. - М.: СФЕРА1996. - Вып. 54 (183). - С.23 - 27.

9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 240 с.

10. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)// Аддиктология. - М.: Издательство "Гениус", 2005. - № 1. - 65-77 с.

11. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете//Психологический Журнал. - М.: Издательство «ИП РАН», 2000. - том 21. - № 2. - С. 75-78.

12. Зенковский В.В.Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.

13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Фолиум, 1996. - 70 с.

14. Краснова С.В., Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова Как справиться с компьютерной зависимостью. - М.: Бис-прант, 2005. - 149 с.

15. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001.- 246 с.

16. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Медпресс, 2001. - 444 с.

17. Максимова И. Ю. «О склонности подростков к аддиктивному поведению» // Психологический журнал - М.: Издательство «ИП РАН» ,1996 . - т. 17- №3. - С. 149 - 152.

18. Малкина - Пых Возрастные кризисы. - М.: Эксмо, 2004. - 839 с.

19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 250 с.

20. Репринцева Е.А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- М.: Наука, 2007.- № 4.- С. 173 - 180.

21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.

22. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей. - М.: Когито - Центр, 2006. - 280 с.

23. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. - Сер 14. Психология.- М.: Факел, 1991. - №3. - С. 27-39.

24. Фрейд З. Я и Оно. - М.: Эксмо - Пресс, 1998. - 1040 с.

25. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. Психологическое консультирование школьников и их родителей по проблеме зависимого поведения - СПб.: Медицинская пресса, 2001. - 176 с.

26. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. 4-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 385 с.

27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

28. Эриксон Э. Детство и общество. - Спб.: Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

29. Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: «Пороги» 2006. - 192 с.

30. Kimberly S. Young; Cristiano Nabuco de Abreu Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. - New York John Wiley and Sons, 26 October 2010. - 294 p.

Приложение 1

Анкета «Личностные особенности подростков»

Здравствуйте!

Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Цель опроса - изучение личностных особенностей, свойственных подросткам. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов. Отвечая на вопросы, постарайтесь быть предельно откровенными. Помните, правильных или не правильных ответов нет!

1. Быстро ли вы утомляетесь?

а) да; (1 балл) б) нет.

2. Стали ли вы более вспыльчивыми и эмоционально возбудимыми за последний год?

а) да; (1 балл) б) нет;

3.Испытываете ли вы чувства неудовлетворённости, неустойчивости, напряжённости?

а) всегда; (1 балл) б) часто; (0,5 балла) в) иногда; (0,5 балла) г) никогда.

4.Часто ли вы переоцениваете свои возможности?

а) часто; (0,5 балла) б) иногда; (0,5 балла) в) редко; (0,5 балла) г) никогда.

5. Расставьте по степени значимости следующие виды деятельности (1- самое значимое, 2 - менее значимое и т.д.):

а) работа по дому; б) прогулка и общение с друзьями; (1 балл) в) посещение кружков/ секций; г) учебная деятельность.

6. Возникает ли у вас желание не следовать общепринятым правилам, не делать того, что от вас требуют?

а) всегда; (1 балл) б) часто; (0,5 балла) в) иногда; (0,5 балла) г) никогда.

7. Появляется ли злость, раздражение, когда к вам начинают относиться как к ребёнку?

а) да; (1 балл) б) нет.

8. Какое домашнее задание вам больше нравится?

а) выучить правило; б) решить задачу; в) подготовить сообщение; (1 балл) г) свой вариант.

9. Охотно ли вы посещаете школу?

а) охотно; б) заставляют родители; в) неохотно; (1 балл) г) затрудняюсь ответить.(0,5 балла)

10. Довольны ли вы собой?

а) да, доволен; б) нет, хочу быть лучше. (1балл)

Пол: М Ж

Возраст:

Пояснения к выбору ответов:

1- Снижение работоспособности, связанное с протеканием пубертатного периода.

2 - Эмоциональные реакции, связанные с развитием полового созревания.

3 - Эмоциональные реакции, связанные с развитием полового созревания.

4 - Проявление юношеского максимализма.

5 - Ведущая деятельность подростка - общение со сверстниками.

6 - Проявление нонконформизма.

7 - Чувство взрослости, желание быть значимым.

8 - Ориентация на творчество.

9 - Проявление нонконформизма.

10 - Саморефлексия, большая требовательность к собственной личности.

1.Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость, адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой).

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос. Постарайтесь отвечать честно!

Никогда

Редко

Регулярно

Часто

Постоянно

1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?

10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?

11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?

12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?

16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?

17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?

19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?

20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?

21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?

22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?

23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?

24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой?

25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день?

26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день?

27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием?

28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично?

29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»?

30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?

31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными?

32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши?

33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети?

34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)?

35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю?

36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах?

37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети?

38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?

39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером?

40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно?

Интерпретация:

· 20-49 баллов -- обычный пользователь Интернета

· 50-79 баллов -- есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом

· 80-100 баллов -- Интернет-зависимость.

2. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой и Больбот.

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос. Постарайтесь отвечать честно!

Утверждение

Никогда

Редко

Часто

Очень часто

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

Каждое утверждение сопровождается 4 степенями согласия с ним. Возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. Максимальный балл по единственной шкале методики составляет 44 балла.

· Если сумма баллов меньше 16, то риск развития интернет-зависимости равен 0.

· От 16 до 22 баллов - стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента. Реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.

· От 23 до 37 баллов - первая стадия зависимости. Необходимо проведения реабилитационных мероприятий.