Выводы
1. Проанализировав теоретические представления о феноменах «аддиктивное поведение» и «аддикция», мы пришли к выводу о том, что на начальных этапах формирования компьютерная зависимость может выражаться в виде аддиктивного поведения, переходящего в итоге в нехимическую аддикцию, так как обнаруживается рост толерантности к аддиктивному агенту, теряется контроль, главной целью в жизни является аддикция, появляется полная социальная дезадаптация.
2. Кризис подросткового возраста является сложным психологическим феноменом, который возник вследствие усложнения общества и вынужденного продления периода детства. Если взрослое окружение понимает потребности подростка, помогает ему справиться с его проблемами, то кризисный период проходит достаточно спокойно. Если же родители и учителя видят в подростке лишь непослушного, ленивого ребёнка, то в свою очередь подросток может действительно взбунтоваться или избрать решением всех своих проблем - уход в виртуальную реальность.
3. Подростки, у которых выявлены признаки, свойственные кризису 13 лет, чаще испытывают проблемы, связанные с чрезмерным увлечением компьютером (48,2 %), чем те, у которых эти признаки не обнаруживаются (33,3%). Также результаты метода ранговой корреляции Спирмена показывают, что выраженность развития компьютерной аддикции имеет прямую корреляцию с интенсивностью проявлений кризиса подросткового возраста. Следовательно, в настоящем исследовании между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции получена прямая достоверная взаимосвязь.
Заключение
В настоящее время доступность, привлекательность, лёгкость в использовании делает различные гаджеты и компьютерные устройства отличным способом ощутить безопасность, уйти от реальных проблем и самого себя. В представленной курсовой работе были проанализированы теоретические представления об аддиктивном поведении, аддикции в целом и компьютерной аддикции в частности. Подверглись анализу феномен подросткового кризиса и его возможное влияние на формирование компьютерной аддикции у подростков. Также было проведено исследование, направленное на выявление признаков кризиса и признаков компьютерной зависимости, в котором принимали участие учащиеся 7 класса негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Таланъ». Затем полученные результаты анализировались, и производилось сравнение между выраженностью проявлений признаков кризисного периода и компьютерной зависимости. Таким образом, можно сказать, что поставленные нами задачи и цель выполнены.
Исходя из сделанных выводов, можно говорить о том, что заявленная нами гипотеза, выражающаяся в идее, что между подростковым кризисом и компьютерной зависимостью существует связь, подтверждается частично. В представленной выборке испытуемых было выявлено только 3 человека с компьютерной зависимостью, остальные испытуемые с определёнными проблемами находились на начальной стадии увлеченности компьютерной зависимостью.
Практическая значимость нашей работы заключается в выявлении актуальных проблем, свойственных современному подростку, а именно развитие компьютерной и интернет - аддикций. Зная «врага в лицо», можно проводить качественную профилактику развития аддикции, а не бороться с уже имеющейся проблемой, потеряв драгоценное время.
Список литературы
компьютерный зависимость кризис подростковый
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского государственного университета: Научный журнал. - Сер. 14. - М.:Факел,1996. - №4 - С.14 - 20.
2. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века // Вопросы ментальной медицины и экологии.- 2000.- № 1.- С. 11-13.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -- Издание 2-е, стереотипное. -- М.: Издательство "Институт практической психологии", 1997. - 351 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 4. - 433 с.
5. Выготский Л.С. Педология подростка. - М.: Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. - 172 с.
6. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. // Психологический журнал. - Сер. 10. - М.: Экопсицентр РОСС, 2004. - № 1 - С. 90-100.
7. Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А., Семибратов А.Н., Смирнов Н.К., Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и интернет. - М.: СОЛОН-ПРЕСС , 2010. - 175 с.
8. Гриффит В.Ю. Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. - М.: СФЕРА1996. - Вып. 54 (183). - С.23 - 27.
9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 240 с.
10. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)// Аддиктология. - М.: Издательство "Гениус", 2005. - № 1. - 65-77 с.
11. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете//Психологический Журнал. - М.: Издательство «ИП РАН», 2000. - том 21. - № 2. - С. 75-78.
12. Зенковский В.В.Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Фолиум, 1996. - 70 с.
14. Краснова С.В., Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова Как справиться с компьютерной зависимостью. - М.: Бис-прант, 2005. - 149 с.
15. Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001.- 246 с.
16. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Медпресс, 2001. - 444 с.
17. Максимова И. Ю. «О склонности подростков к аддиктивному поведению» // Психологический журнал - М.: Издательство «ИП РАН» ,1996 . - т. 17- №3. - С. 149 - 152.
18. Малкина - Пых Возрастные кризисы. - М.: Эксмо, 2004. - 839 с.
19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 250 с.
20. Репринцева Е.А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- М.: Наука, 2007.- № 4.- С. 173 - 180.
21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
22. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей. - М.: Когито - Центр, 2006. - 280 с.
23. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. - Сер 14. Психология.- М.: Факел, 1991. - №3. - С. 27-39.
24. Фрейд З. Я и Оно. - М.: Эксмо - Пресс, 1998. - 1040 с.
25. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. Психологическое консультирование школьников и их родителей по проблеме зависимого поведения - СПб.: Медицинская пресса, 2001. - 176 с.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. 4-е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 385 с.
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
28. Эриксон Э. Детство и общество. - Спб.: Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
29. Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: «Пороги» 2006. - 192 с.
30. Kimberly S. Young; Cristiano Nabuco de Abreu Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. - New York John Wiley and Sons, 26 October 2010. - 294 p.
Приложение 1
Анкета «Личностные особенности подростков»
Здравствуйте!
Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Цель опроса - изучение личностных особенностей, свойственных подросткам. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов. Отвечая на вопросы, постарайтесь быть предельно откровенными. Помните, правильных или не правильных ответов нет!
1. Быстро ли вы утомляетесь?
а) да; (1 балл) б) нет.
2. Стали ли вы более вспыльчивыми и эмоционально возбудимыми за последний год?
а) да; (1 балл) б) нет;
3.Испытываете ли вы чувства неудовлетворённости, неустойчивости, напряжённости?
а) всегда; (1 балл) б) часто; (0,5 балла) в) иногда; (0,5 балла) г) никогда.
4.Часто ли вы переоцениваете свои возможности?
а) часто; (0,5 балла) б) иногда; (0,5 балла) в) редко; (0,5 балла) г) никогда.
5. Расставьте по степени значимости следующие виды деятельности (1- самое значимое, 2 - менее значимое и т.д.):
а) работа по дому; б) прогулка и общение с друзьями; (1 балл) в) посещение кружков/ секций; г) учебная деятельность.
6. Возникает ли у вас желание не следовать общепринятым правилам, не делать того, что от вас требуют?
а) всегда; (1 балл) б) часто; (0,5 балла) в) иногда; (0,5 балла) г) никогда.
7. Появляется ли злость, раздражение, когда к вам начинают относиться как к ребёнку?
а) да; (1 балл) б) нет.
8. Какое домашнее задание вам больше нравится?
а) выучить правило; б) решить задачу; в) подготовить сообщение; (1 балл) г) свой вариант.
9. Охотно ли вы посещаете школу?
а) охотно; б) заставляют родители; в) неохотно; (1 балл) г) затрудняюсь ответить.(0,5 балла)
10. Довольны ли вы собой?
а) да, доволен; б) нет, хочу быть лучше. (1балл)
Пол: М Ж
Возраст:
Пояснения к выбору ответов:
1- Снижение работоспособности, связанное с протеканием пубертатного периода.
2 - Эмоциональные реакции, связанные с развитием полового созревания.
3 - Эмоциональные реакции, связанные с развитием полового созревания.
4 - Проявление юношеского максимализма.
5 - Ведущая деятельность подростка - общение со сверстниками.
6 - Проявление нонконформизма.
7 - Чувство взрослости, желание быть значимым.
8 - Ориентация на творчество.
9 - Проявление нонконформизма.
10 - Саморефлексия, большая требовательность к собственной личности.
1.Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость, адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой).
Инструкция: Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос. Постарайтесь отвечать честно!
Никогда |
Редко |
Регулярно |
Часто |
Постоянно |
||
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались? |
||||||
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети? |
||||||
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером? |
||||||
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне? |
||||||
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? |
||||||
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети? |
||||||
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? |
||||||
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом? |
||||||
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? |
||||||
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? |
||||||
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? |
||||||
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? |
||||||
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? |
||||||
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? |
||||||
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне? |
||||||
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети? |
||||||
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне? |
||||||
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? |
||||||
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет? |
||||||
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне? |
||||||
21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? |
||||||
22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения? |
||||||
23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? |
||||||
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? |
||||||
25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день? |
||||||
26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день? |
||||||
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием? |
||||||
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично? |
||||||
29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»? |
||||||
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети? |
||||||
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными? |
||||||
32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши? |
||||||
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? |
||||||
34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)? |
||||||
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю? 36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? |
||||||
37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети? |
||||||
38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети? |
||||||
39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером? |
||||||
40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно? |
Интерпретация:
· 20-49 баллов -- обычный пользователь Интернета
· 50-79 баллов -- есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом
· 80-100 баллов -- Интернет-зависимость.
2. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой и Больбот.
Инструкция: Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос. Постарайтесь отвечать честно!
Утверждение |
Никогда |
Редко |
Часто |
Очень часто |
|
1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? |
|||||
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? |
|||||
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? |
|||||
4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)? |
|||||
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? |
|||||
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? |
|||||
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? |
|||||
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)? |
|||||
9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)? |
|||||
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? |
|||||
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? |
Каждое утверждение сопровождается 4 степенями согласия с ним. Возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. Максимальный балл по единственной шкале методики составляет 44 балла.
· Если сумма баллов меньше 16, то риск развития интернет-зависимости равен 0.
· От 16 до 22 баллов - стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента. Реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.
· От 23 до 37 баллов - первая стадия зависимости. Необходимо проведения реабилитационных мероприятий.
- Введение
- Глава 1. Связь кризиса подросткового возраста и компьютерной аддикции
- 1.1 Аддиктивное поведение, зависимость (аддикция), компьютерная аддикция
- 1.2 Кризис подросткового возраста
- 1.3 Теоретические представления о связи подросткового кризиса и компьютерной аддикции
- Глава 2. Материал и методы исследования
- 2.1 Организация исследования
- 2.2 Методы исследования
- 3. Степень выраженности кризиса подросткового возраста и склонность к интернет - аддикции в подростковом возрасте
- 3.1 Степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков
- 3.2 Исследование склонности к интернет - аддикции у подростков
- 3.3 Исследование взаимосвязи выраженности криза подросткового возраста и склонности к интернет - зависимости
- Выводы