Анализ влияния интересов учеников старших классов на успеваемость

курсовая работа

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Изучение развития познавательных интересов является актуальной проблемой психологии, представляет теоретический и практический интерес в связи с тем, что наличие любых интересов оказывает определенное воздействие на развитие личности человека, и их необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе.

С точки зрения психологии интерес это комплекс активных познавательных побуждений человека, направленных на некоторую область явлений, предметов, процессов.

Так же известно, что интерес это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности

Необходимость исследования интересов учащихся и их влияния на успеваемость определяется тем, что любые познавательные интересы оказывают влияние на учебную деятельность. Тем более полезно изучить влияние интересов старшеклассников на их успеваемость, ведь в это время перед учениками встает вопрос профессионального самоопределения. Вместе с тем, следует иметь в виду, что подобное исследование это лишь первый этап работы с ребенком, сбор информации для размышления как основы для последующего психологического и педагогического анализа.

Проблемами интересов в отечественной психологии занимались такие психологи и педагоги как: А.П. Алфёров[1], Е.А. Климов[10], И.А. Власова [5], В.В. Гузеев[7], Столяренко Л.Д[24,25], Н.Д. Левитов и В.А. Крутецкой [23] и др.

Цель исследования: Изучение влияния интересов старших школьников на успеваемость.

Объектом исследования являются познавательные интересы учащихся.

Предмет изучения: влияние интересов школьников на успеваемость.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что противоречия между познавательными и профессиональными интересами старшеклассника непосредственно влияют на его успеваемость

Задачи исследования:

1. Дать понятие познавательного интереса.

2. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования и формирования интересов.

3. Изучить познавательные интересы старшеклассников.

4. Проанализировать результаты.

5. Сформулировать выводы.

Теоретическая значимость: состоит в анализе литературных источников по проблеме изучения интересов (в том числе познавательных).

Практическая значимость: состоит в том, что бы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Исследование проходило на базе гимназии № 10 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 35 человек. Из них учащиеся «11а» и «11б» класса: 25 девушек и 10 юношей.

Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность проблемы исследования, сформулированы цели и задачи исследования. Во введении также определены объект, предмет исследования, показана теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе дается определение понятия «интерес», перечислены некоторые характеристики интересов. Так же перечислены методы развития интересов путем педагогического воздействия. Во второй главе описываются выбранный метод, процедура проведения исследования и анализ полученных результатов.

Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ представлений о познавательных интересах школьников

1.1 Понятие познавательного интереса в исследованиях отечественных психологов и педагогов

психолог педагог познавательный анкета эмпирический

Согласно данным, опубликованным в Российской педагогической энциклопедии [18], слово интерес происходит от латинского interest, то есть «важное», «имеющее значение» и обозначает стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом интерес носит избирательный характер и выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, а так же служит важным условием творческого отношения к деятельности, о чем упоминается в работе А.П. Алфёрова[1]. При наличии определённого познавательного интереса знания усваиваются основательно, прочно. Соответственно, при отсутствии учебный материал может усваиваться с трудом и, зачастую, формально.

С точки зрения психологии, как утверждает Е.А. Климов[10], интерес это комплекс активных познавательных побуждений человека, направленных на некоторую область явлений, предметов, процессов.

«Интерес - мотивационное состояние субъекта, побуждающее его к активной познавательной, креативной, созидательной деятельности» (Власова, [5], с.49)

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [18].

Российская педагогическая энциклопедия [18] перечисляет некоторые характеристики интересов:

- Содержание - подразумевает объект, на который направлен интерес. Также, по содержанию интерес оценивается с точки зрения его общественной, значимости

- Широта - под широтой понимается разносторонность интересов, что непосредственно влияет на всестороннее развитие личности. Оценка широты или узости интереса, в конечном счёте, определяется его содержательностью и значимостью для личности

- Устойчивость - устойчивые интересы, закрепляясь, становятся особенностями личности, а неустойчивые носят характер кратковременного меняющегося явления

- Сила - степень настойчивости человека в познании определенной области, способность к преодолению трудностей говорят об определённой силе интереса

- Действенность - действенным называют интерес, который оказывает глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждает к систематическим и целеустремленным действиям в определённом направлении, а так же активным и инициативным поискам источников удовлетворения интереса.

Еще одной особенностью интереса, по мнению Климова[10], является избирательная познавательная направленность нашего сознания, так как человек выбирает из необозримого множества впечатлений именно те, которые могут быть связаны с интересующей его областью явлений.

Различают также прямые, или непосредственные, и косвенные, или опосредованные интересы: первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на которые они направлены, а вторые - тем значением, которое объект интереса имеет для познания другого объекта или для выполнения другой интересующей человека деятельности.

В педагогической психологии выделяют три уровня интереса к содержанию и процессу обучения.

К содержанию:

1) интерес - занимательность

2) интерес к фактам, правилам

3) интерес к сути явлений, их происхождению

К процессу:

1) исполнительский - решать задачи стандартного содержания, например, по математике

2) поисково-исполнительский - решать задачи нестандартного содержания, находить несколько вариантов решения этих задач

3) творческий - выводить правила, находить закономерности

Организуя процесс обучения необходимо стремиться стимулировать все три уровня интересов у школьников.

Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. «Он выступает как бы связующим звеном в решении триединой задачи: обучения, умственного развития и воспитания» (Алфёров, 2000, с.256). Именно благодаря ему знания и их приобретение становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором всестороннего развития личности, превращения получаемых знаний в глубоко личный духовный багаж человека.

Столяренко Л.Д. в своих работах [24,25] относит познавательные интересы к внутренним мотивам обучения и пишет, что их развитие проходит три основных этапа:

- ситуативный познавательный интерес - возникновение интереса зависит от условий новизны, неопределенности и т. п.

- устойчивый интерес - возникновение интереса зависит от заинтересованности в определенном предметном содержании какой-либо деятельности

- включение интереса в общую направленность личности - интересы включены в систему жизненных целей и планов личности

Первые элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание, испытывает чувство удовлетворения при их созерцании или при манипулировании ими.

Обогащение жизненного опыта, общение с окружающими, а также овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие интересов ребёнка сначала в элементарных, затем во всё более усложняющихся формах. Примером может служить тот факт, что с 2 лет дети начинают задавать взрослым огромное количество вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3--5 лет некоторые психологи - Столяренко Л.Д. [24,25], Климов Е.А.[10] - так и называют: «возраст почемучки»).

В развитии познавательных интересов у детей дошкольного возраста особая роль принадлежит книгам, радио, телевидению, общению с взрослыми. А примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать интерес к игре. Но с поступлением в школу интерес ребёнка постепенно переключаются с игровой деятельности на учебную (хотя в исключительных случаях это может произойти и в дошкольный период).

Первоначально, познавательный интерес возникает ко всем видам учебной работы и в дальнейшем он начинает дифференцироваться. Уже в младшем школьном возрасте интерес к процессу деятельности начинает сменяться интересом к её содержанию, к творческой стороне работы. В средней школьном возрасте углубляются собственно познавательные интересы. У подростка они очень избирательны: он может отдавать явное предпочтение одним учебным предметам и проявлять безразличие к другим. Но познавательный интерес может и выходить за пределы школьной программы: для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, характерен интерес к технике, связанный с конструированием и моделированием, спорту, кино, музыке. По мнению Е.А. Климова[10,с.173], особенность интереса как познавательного мотива состоит в том, что в нем обнаруживается бескорыстная умственная инициативность человека: он стремится все больше и точнее узнать о чем-то не потому, что это "задали" или что это "выгодно", а "просто так", "тянет разобраться". Из-за расширения кругозора растёт интерес к общественно-политическим знаниям. «Старшие школьники нередко начинают глубоко и систематично интересоваться определёнными областями научных знаний. При этом человек может выходить далеко за пределы "заданного", ставит сам себе все новые вопросы, задачи и ищет ответы, может затрачивать на казалось бы, бесполезное "ломанье головы" по решению познавательных задач все свободное время.» (Климов, 2000, с.173)

Следует отметить, что познавательные интересы необходимо отличать от любопытства и любознательности. «Любознательность это свойственное человеку активное познавательное отношение ко всему окружающему и не направленное на определенную, избирательно выделяемую область явлений. Это отношение может быть сознаваемым и сопровождаться преднамеренными действиями по удовлетворению потребности в новом знании» (Климов, 2000, с.173).

Любознательность является ценной интеллектуальной чертой человека, вносящей свой существенный вклад и в развитие интересов как познавательных мотивов, направленных на что-то определенно удерживаемое в сознании, и в формирование общего жизненного кругозора, общей культуры человека. Другими словами любознательность является одним из факторов развития познавательного интереса. Для достижения максимального результата в процессе обучения проявления любознательности важно поощрять, создавать условия для ее развития (создавая условия для встреч подрастающего человека с новыми явлениями, процессами, для обретения им разнообразных впечатлений).

Но, в то же время, при наличии у человека развитого познавательно интереса может проявляться негативное влияние оного на интеллектуальную деятельность. Человек со сложившимся и глубоко захватывающим его интересом к какой-то специальной области явлений может, рассчитывая свои силы и намереваясь сделать что-то значительное, сознательно ограничивать проявления любознательности и отстраняться от многих явлений, не относящихся к интересующей его области.

Любопытство это тоже проявление познавательной активности человека, представляющее собой непреднамеренные реакции на новизну. Оно вносит свой вклад в развитие, как любознательности, так и интересов. «Важно лишь, чтобы подрастающий человек не был просто "реагирующим аппаратом" на новизну, а осознавал свои познавательные побуждения, обнаруживал их в формах, ожидаемых и уместных в данном сообществе людей, в данной ситуации межличностного общения, в избранной деятельности. Когда народная мудрость говорит "Любопытной Варваре нос оторвали", то здесь имеются в виду неуместные, бесконтрольные или бестактные проявления познавательных побуждений» (Климов, 2000, с.174).

1.2 Условия для формирования познавательных интересов путём педагогического воздействия

Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интересов пробуждать, формировать, развивать новые социально ценные и соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся интересы. В этом процессе важны личность учителя и качество преподавания (в том числе эмоциональная яркость и живость), так как присутствует очевидная зависимость формирования устойчивых познавательных интересов от понимания учащимися значения изучаемого материала. Другими словами, ученик на опыте должен убеждаться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой и «прочувствовать» их жизненную значимость.

Е.А. Климов [10] приводит пять условий, которые необходимы для формирования интересов:

1. Новизна представляемого учащимся материала. Для этого важно узнать, уяснить, что для них является известным и неизвестным, но, при этом, не исходить из того, что ново и интересно самому преподавателю. При всём этом, важно соблюдать некоторую "дозу" новизны в связи с известным и понятным учащимся материалом. Очевиден тот факт, что абсолютно новый материал, не вяжущийся в сознании с имеющимся опытом, может разве что удивить обучаемых на короткое время, но надежной познавательной направленности не создаст.

2. Связь учебного материала с уже сложившимися у учеников побуждениями (не только познавательными). Построение такого педагогического общения, которое дало бы им представление о подобных взаимосвязях.

3. Связь знаний с практикой, которая понятна ученикам, с насущными вопросами повседневной жизни, окружающей средой, "злобой дня", важными жизненными перспективами.

4. Создание условий для самостоятельности и активной деятельности учащихся в ходе учения. «Смиренное слушание гладких повествований - это еще не гарантия хорошего усвоения сообщаемого учебного материала. Сообщая информацию, важно сталкивать факты, провоцировать умственные действия учащихся (сравнения, обобщения, конкретизации, анализа через синтез и др.), действия воображения, руководить активным восприятием наглядного материала, предвосхищать их возможные вопросы, затруднения, предлагать выборы из возможных решений» (Климов, 2000, с.176).Проще говоря, необходимо создавать условия для активной внутренней работы, если материал не рассчитан на какую-то внешнюю, практическую активность учащихся.

5. Важно обращать внимание ученика на даже малейшие успехи в учебной работе. Ведь он может даже не осознавать, не отдавать себе отчёта в этом. К тому же для человека интересно то, что получается все лучше и лучше.

Н.С. Вальян в своей статье «Развитие познавательных мотивов учащихся посредством использования проблемных заданий на уроках алгебры» [4] указывает на важность проблемного обучения для развития познавательного интереса. Он указывает, что у ученика только тогда возникает потребность в учебной деятельности когда она приобретает для школьника особую ценность, осознаваемую и признаваемую им самим. Но ценность эта не должна заключаться только в получении хорошей отметки или получении престижного положения. В то же время такая оценка учебной деятельности возникает не сразу и не у всех учащихся. И именно проблемное обучение способствует возникновению такой оценки учебной деятельности.

И.А. Власова [5] пишет о том, что сформировать интерес это обязательное условие начала продвижения обучаемого к своей цели, и, ссылаясь на Г.И. Щукину, указывает среди условий для формирования стабильного познавательного интереса:

- максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся;

- учет уровня развития учащихся, который был приобретен ими на настоящий момент;

- создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях;

В своей статье она перечисляет источники стимулирования познавательного интереса:

- содержание учебного материала

- организация познавательной деятельности учащихся

- отношения между участниками учебного процесса;

и «рабочие версии стимулирующих факторов»:

- притягательная и доступная новизна учебного материала

- глубоко и разносторонне аргументированный исторический подход

- многообразие самостоятельных работ

- проблемность изложения и создание проблемных ситуаций

- межпредметные связи

- раскрытие и показ новейших достижений науки

- стимулирование подготовленности групп к участию в процессе обучения

- качественное улучшение уровня восприятия и усвоения каждого учебного сообщения

В.В. Гузеев[7], говоря, в том числе, и о мотивации к внеурочной деятельности, считает, что интерес к образовательной деятельности является важнейшим стимулом для ее развития, так как когда этот интерес систематически насыщается усложняющейся системой знаний, он становится более глубоким и побуждает к дальнейшему развитию познавательной деятельности.

Так же он замечает, что интерес возникает и укрепляется тогда, когда ученик действует сам, без особого давления на него со стороны учителя. Тогда результат появляется быстрее, особенно на первых этапах формирования интересов. Кроме этого, важно то, что первые шаги к цели должны сопровождаться радостью от успеха, и чтобы неудач было как можно меньше - нередко первые трудности отпугивают от занятия.

Делись добром ;)